Судебная практика

О возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Решение от 15 марта 2010 года № 2-122/2010. Республика Калмыкия.

Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Зеленского *.*. ,

при секретаре Евменовой *.*. ,

с участием помощника прокурора Приютненского района РК Брацило *.*. , представителя ответчика: заведующей МОУ детский сад «Тюльпан» ФИО5, представителей третьих лиц: администрации Приютненского районного муниципального образования Метелкиной *.*. , Отдела образования администрации Приютненского районного муниципального образования Кузьменко *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приютненского района Республики Калмыкия к Муниципальному образовательному учреждению Детский сад «Тюльпан» (далее — МОУ Детский сад «Тюльпан») о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,

Установил:

Прокурор Приютненского района Республики Калмыкия обратился в суд с иском к МОУ Детский сад «Тюльпан» о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В заявлении прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании муниципальными образовательными учреждениями Приютненского района Республики Калмыкия.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В силу ст. 51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Во исполнение указанной нормы закона, в муниципальном образовательном учреждении имеется медицинский кабинет, в котором воспитанникам указанного учреждения должна оказываться доврачебная и амбулаторно-поликлиническая помощь.



Однако в нарушение указанных норм закона, в МОУ детский сад «Тюльпан» медицинская деятельность осуществляется при отсутствии специального разрешения (лицензии), что является грубым нарушением закона.

В судебном заседании помощник прокурора района Брацило *.*. поддержал иск и привел доводы, указанные в заявлении.

Ответчик заведующая МОУ детским садом «Тюльпан» ФИО5 иск признала и пояснила, что медицинский кабинет в учреждении функционирует и медицинскую помощь воспитанникам оказывает медицинская сестра. Деятельность медицинского кабинета осуществляется без специального разрешения (лицензии), поскольку отсутствует должное финансирование на осуществление мероприятий по получению этой лицензии.

Председатель администрации Приютненского районного муниципального образования РК Метелкина *.*. и представитель Отдела образования администрации Приютненского районного муниципального образования РК Кузьменко *.*. пояснили, что лицензия не получена в связи с отсутствием финансов, но меры принмаются.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В силу ст. 51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Во исполнение указанной нормы закона, в муниципальном образовательном учреждении имеется медицинский кабинет, в котором воспитанникам указанного учреждения должна оказываться доврачебная и амбулаторно-поликлиническая помощь.

В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию.



В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2008 г. № 30 медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В соответствии с п. 5 Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности относятся:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на

праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений,

оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ

(услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им

на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения

работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское)

образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и

характеру выполняемых работ (услуг);

соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им

медицинской деятельности;

обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

В соответствии с частью 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств относится к компетенции образовательного учреждения.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно информации Управления Росздравнадзора по Республике Калмыкия главы районных муниципальных образований республики, в том числе Приютненского РМО и руководители образовательных учреждений неоднократно информировались Управлением о необходимости лицензирования медицинской деятельности, однако соответствующая лицензия ДОУ Детский сад «Тюльпан» до настоящего времени отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образовательного учреждения требований законодательства об образовании и лицензировании создает опасность причинения вреда несовершеннолетним обучающимся и воспитанникам в будущем.

Таким образом, администрацией муниципального образовательного учреждения детский сад «Тюльпан» не произведено своевременное лицензирование медицинского кабинета, что привело, к осуществлению медицинской деятельности с нарушением требований законодательства о лицензировании и образовании.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина составляет - рублей.

На основании указанных норм Закона в доход федерального бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме - рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд,

Решил:

Заявление прокурора Приютненского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Возложить на Муниципальное образовательного учреждения Детский сад «Тюльпан» обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения детский сад «Теремок» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме - рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня вынесения через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Зеленский *.*.

«Копия верна» Зеленский *.*.