Судебная практика

Об обязании восстановить в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение от 13 июля 1989 года № . Республика Коми.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 12 ноября 2010г. гражданское дело по иску и.о. Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к <Ответчик> о восстановлении Виноградова В.В. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы»,

Установил:

Прокурор обратился в суд с иском к <Ответчик> о восстановлении Виноградова В.В. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 января 2005г. и о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В обоснование иска указано, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен со службы 08 июня 2007г. по ст. 58 «ж» (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, имеет выслугу лет в календарном исчислении -24 года 07 месяцев 28 дней. Решением ЖБК <Ответчик> (протокол «№» от 19.02.2005г.) истец поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 4 человека, с 20.01.2005г., в соответствии с пунктом 8 «б» Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190, как проживающий в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям и не имеющий жилого помещения для постоянного проживания по адресу: <адрес>. В дальнейшем решениями <Ответчик> от 12.02.2009г. истец снят с указанного учета по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, и исключен из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с тем, что ранее был принят на учет неправомерно. Прокурор считает, что истец незаконно был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как жилищные условия до 01.03.2005г. в соответствии с п.п. 16,17 Правил учета … должны были проверяться жилищно-бытовой комиссией, чего не было сделано указанной комиссией, поэтому отсутствие акта проверки жилищных условий не может свидетельствовать о предоставлении истцом документов, не соответствующих действительности, в связи с чем снятие его с учета по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, является необоснованным; не приняты во внимание жилищные условия, которые были у истца на момент снятия его с учета.

Прокурор Калмурзин Т.М. и истец в судебном заседании иск поддержали.

Представитель ответчика Гладий В.В. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что истец на момент постановки на учет проживал в квартире на условиях договора социального найма, его семья из 4 человек была обеспечена жилой площадью более учетной нормы 7 м2, то есть оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не имелось, поэтому 12.02.2009г. истец был снят с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Оснований для признания истца как не имеющего жилого помещения для постоянного проживания, предусмотренных п. 8 постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, не имеется.

Представитель <Третье лицо> Иванова Е.В. в судебное заседание не явилась, представила отзыв относительно иска, с иском не согласилась.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, что Виноградов В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен с должности <данные изъяты> <Ответчик> - 08 июня 2007г. по п. 58 «ж» (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, выслуга лет в календарном исчислении на 08 июня 2007г. составляет 24 года 07 месяц 28 дней.

В период прохождения службы Виноградову В.В. на основании решения жилищно-бытовой комиссии в/ч «№» от 19.06.1989г. и решения исполнительного комитета Вожаёльского поселкового Совета народных депутатов от 24.06.1989г. № 14/6 была предоставлена служебная трехкомнатная квартира в <адрес>, на состав семьи из четырех человек.

13 июля 1989 г. Виноградову В.В. на вселение в указанную квартиру был выдан ордер «№».

В период прохождения службы Решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения <данные изъяты> МЮ РФ от 19 февраля 2005г. (протокол «№») Виноградов В.В. был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищный условий с составом семьи из четырех человек в соответствии с пунктом 8 «б» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999г. № 190, как не имеющий жилого помещения для постоянного проживания со дня подачи заявления -20.01.2005г.

11 апреля 2005г. Виноградов В.В. заключил с Княжпогостским МП ЖКХ договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, с составом семьи - четыре человека.



Решением жилищно-бытовой комиссии <Ответчик> от 25 мая 2007г. Виноградов В.В. был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, документы направлены для рассмотрения в <Третье лицо>.

В ходе проверки представленных документов <Третье лицо> было выявлено отсутствие документов, послуживших основанием для принятия истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и установлено, что юридические основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий граждан отсутствовали. В связи с указанным <Третье лицо> 02 февраля 2009г. отказало Виноградову В.В. в получении государственного жилищного сертификата в 2008г., а также во включении в сводный список участников подпрограммы <Третье лицо> на 2009г., возвратило документы в адрес <Ответчик>.

В связи с указанным жилищно-бытовой комиссией <Ответчик> был рассмотрен вопрос о правомерности постановки Виноградова В.В. на жилищный учет. Решением жилищно-бытовой комиссией <Ответчик> от 12.02.2009г. (протокол «№») Виноградов В.В. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.п.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ, а Решением заседания рабочей группы по ГЖС <Ответчик> от 12.02.2009г. был исключен из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

При проверке доводов и возражений сторон по рассматриваемому делу судом установлено следующее.

Квартира <адрес> находится в брусчатом двухэтажном многоквартирном жилом доме, 1979 года постройки, общей площадью 66 м2, в том числе жилой - 39, 1 м2. Дом оборудован центральными водопроводом, отоплением и канализацией, газовой плитой, ванной. По данным технического и инвентаризационного учета по состоянию на 22.07.1991г. физический износ дома составляет 10%. Другими сведениями о техническом состоянии дома Филиал ГУП РК «<данные изъяты>» Княжпогостского района не располагает.

В 2004г. квартира <адрес>, состоявшая на балансе Учреждения <данные изъяты> Усть-Вымского УЛИТУ, была передана в муниципальную собственность, в связи с чем квартира статус «служебная квартира» утратила.

Виноградов В.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет в период действия Жилищного кодекса РСФСР и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190.

В соответствии с пунктом 8 «б» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

В соответствии с Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 552, Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям, принимается межведомственной комиссией, созданной органами исполнительной власти субъектов РФ.

Каких-либо решений (акт межведомственной комиссии) о признании квартиры <адрес> непригодной для проживания при постановке Виноградова В.В. по состоянию на 19.02.2005г. не принималось, следовательно, основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищный условий по п.8 «б» указанных выше Правил учета…, не имелось.

Учитывая жилую площадь квартиры - 39,1 м2, следует, что на каждого члена семьи истца приходилось 9,77 м2, следовательно, основания для постановки истца как имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров, предусмотренного по п. 8 «а» Правил учета…, не имелось.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, действующего с 01 марта 2005г., граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа при принятии на учет лиц, не подлежащих согласно действующему законодательству постановке на учет для получения жилья.

При установленных обстоятельствах, следует признать, что <Ответчик> в своем решении от 12.02.2009г. о снятии Виноградова В.В. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришло к обоснованному выводу об отсутствии по состоянию на 20.01.2005г. оснований признавать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данное Решение полностью соотносится с положениями ст. 56 Жилищного кодекса РФ и является правомерным.

Акты комиссионной проверки жилищных условий истца от 14 апреля 2008г. и от 20.09.2010г., в котором указано состояние жилого дома, в котором проживает истец, не являются допустимыми доказательствами по делу, та как не отвечают требованиям Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 47, и не могут являться основанием для оставления истца на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20.01.2005г., поскольку на указанный учет он был поставлен 19 февраля 2005г. необоснованно, поэтому довод прокурора о том, что при снятии Виноградова В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчик должен был принять во внимание жилищные условия истца на момент снятия его с этого учета, несостоятелен.

В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, по линии уголовно-исполнительной системы право на участие в подпрограмме имеют:



сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004г. № 1291-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение граждан осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в который <адрес> не входит, поэтому истец к категории граждан, предусмотренных пунктом 5 «б» Правил, не относится.

Основания для признания истца не имеющим жилых помещений для постоянного проживания в соответствии с пунктом 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов отсутствуют, так как истец проживает в муниципальной квартире на условиях договора социального найма, который является бессрочным.

При установленных обстоятельствах, и учитывая, что в соответствии с пунктом 22 «а» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, Решением заседания рабочей группы по ГЖС <Ответчик> от 12.02.2009г. об исключении истца из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» является законным.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска и.о. Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ к <Ответчик> о восстановлении Виноградова В.В. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 января 2005г., и о возложении обязанности включить Виноградова В.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме (18 ноября 2010г.), путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова