Судебная практика

Решение от 06 мая 2011 года № А40-137277/2010. По делу А40-137277/2010. Москва.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Москва Дело № А40-137277/10

111-914

06 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 06 мая 2011 года.

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Аксёновой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шулининой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело



по заявлению ООО «Фортуна»

к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы

третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: Карнов *.*. , по дов. от 29.10.2010г.

от ответчика: Щербакова *.*. , по дов. от 11.01.2010 №001-03-1/0, сл. уд.

от третьего лица: Ущеко *.*. , по дов. от 28.02.2011г. №33-И-474/11, паспорт

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» (далее-Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее- Москомархитектура), выраженное в прекращении работ по подготовке ГПЗУ и возвращении комплекта материалов.



В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.04.2011г. 11 час. 00 мин. до 29.04.2011г. до 10 час. 00 мин.

В обоснование заявленных требований заявитель, согласно заявлению и объяснениям его представителя в судебном заседании, ссылается на то, что бездействие Москомархитектуры выраженное в прекращении работ по подготовке ГПЗУ и возвращении комплекта материалов не соответствует закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно делает невозможным получение в установленным порядке разрешения на производство строительных работ и реализацию права на застройку земельного участка.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о следующем.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Москомархитектуру с заявкой от 05.08.2009 N 001-ГПЗУ-2081/9-(0)-0 на разработку градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, микрорайон 9, корпус Б-31 (общая площадь 4 416 кв. м.).

Общество является арендатором земельного участка по адресу г. Москва, Строгинский бульвар, микрорайон 9, корпус Б-31 на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) № М-01-005929 от 01 июля 1996 г. Данный договор заключен по итогам конкурса Префектуры СЗАО по предоставлению в долгосрочную аренду земельного участка площадью 0,44 га по адресу: Строгино м/р 9 Строгинский б-р для строительства объекта: «Коммерческо-деловой центр». Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора его предметом является земельный участок (№ 08-01-417) площадью 4416 кв.м. по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, микрорайон 9, корпус Б-31, предназначенный для строительства с последующей эксплуатацией коммерческо-делового центра. Договор заключен на срок 49 (сорок девять) лет (п.2.1. договора).

С целью реализации установленных действующим земельным законодательством и договором аренды прав, ООО «ФОРТУНА» разработало предпроектные предложения «коммерческо-деловой центр торгово-выставочного назначения по адресу Строгинский бульвар, м-кр. 9, Б-31 и обратилось в ГУП Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры. Согласно Заключению по градостроительной, предпроектной и проектной документации (письмо № 380-06-131/8 от 28.02.08 г.) предпроектное предложение не противоречит функциональному назначению территории.

Общество обратилось в Москомархитектуру с заявкой от 05.08.2009г. № 001-ГПЗУ-2081/9-(0)-0 по вопросу разработки градостроительного плана земельного учатска по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, микрорайон 9, корпус Б-31.

Письмом Москомархитектуры от 17.08.2010 N 001-ГПЗУ-2081/9-(0)-10 ООО «ФОРТУНА» было отказано в подготовке ГПЗУ и возвращении комплекта документов.

При этом Москомархитектурой было указано на то, что согласно протоколу №13 от 27.04.2010г. заседания городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы принято Решение о «нецелесообразности выдачи градостроительного плана земельного участка Общества и рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче ГПЗУ после разработки и утверждения в установленном порядке корректировки проекта межевания 8,9,0 кварталов района Строгино, Северо-Западного административного округа города Москвы.

Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП утвержден Регламент рассмотрения заявлений на выдачу, получение согласование, регистрацию и утверждение градостроительных планов земельных участков в режиме “одного окна“ (далее - Регламент).

В соответствии с Постановлением N 455-ПП Москомархитектура подготавливает градостроительные планы земельных участков по заявлениям собственников, арендаторов, пользователей земельных участков о выдаче градостроительных планов земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 1.3.2 Регламента Служба “одного окна“ Москомархитектуры осуществляет прием заявлений и документов от заявителей для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка либо мотивированного отказа.

К заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка прикладываются документы перечень, которых установлен Постановлением N 455-ПП:

Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

Кадастровая выписка (оригинал или нотариально заверенная копия, оформленные в установленном порядке) о земельном участке на бумажном носителе (формы КВ.1 - КВ.4 и КВ.6, утвержденные Приказом Минюста России от 19.03.2008 N 66) и кадастровая выписка о земельном участке на электронном носителе (форма КВ.6);

Нотариально заверенные копии кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (форма утверждена Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32), расположенных на земельном участке, или нотариально заверенные выписки из технических паспортов зданий (строений) (форма 1а утверждена Постановлением Правительства Москвы от 01.12.1998 N 915), расположенных на земельном участке, с экспликацией и планом земельного участка;

Нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации прав на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке;

Другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“;

Договоры с организациями и предприятиями, предоставляющими услуги по энерго-, газо-, паро-, водоснабжению, водоотведению и канализованию услуг фиксированной телефонной связи и др., выданные в установленном порядке (оригиналы или нотариально заверенные копии, оформленные в установленном порядке);

Нотариально заверенные копии устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);

Документ, подтверждающий согласие собственника или законного представителя собственника объекта капитального строительства на проведение работ по подготовке градостроительного плана земельного участка (для арендатора, пользователя объекта).

Согласно п. 3.9 Регламента Проект градостроительного плана земельного участка, находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), направляется в Комитет по культурному наследию города Москвы для получения заключения в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП.

На основании п. 5.10 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП Подготовка градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) производится при наличии положительного заключения Комитета по культурному наследию города Москвы, направляемого в Москомархитектуру и в Контрольный комитет города Москвы.

Пунктом 3.9. постановления Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП установлено, что проект ГПЗУ находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), направляется в Комитет по культурному наследию города Москвы для получения заключения в соответствии с п. 5.10. постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП.

Согласно п. 5.5 и пп. 5.5.4. Регламента причиной мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа может служить отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством.

Анализ частей 2 и 3 ст. 41 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что документация по планировке территории готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.

В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

границы земельного участка;

границы зон действия публичных сервитутов;

минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В силу этого, ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Соответственно, подготовка и выдача ГПЗУ по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересов Ф.И.О. обязанностью уполномоченного органа.

При этом закон не обуславливает реализацию заявителями права на получение этой информации обоснованием целей, для которых она истребуется.

Поскольку в ГПЗУ отражаются уже установленные разрешения и ограничения в пределах земельного участка, то эти разрешения и ограничения фиксируются на дату выдачи ГПЗУ.

Частью 2 ст. 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе либо проекта межевания территории либо в виде отдельного документа.

Критерием разграничения в этом случае является:

подготовка проекта межевания территории как часть реализации требований федерального законодательства о градостроительной деятельности, которая осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления. При этом подготовка проекта межевания территории является составной частью документации по проекту планировки территории. Данная работа производится вне зависимости от наличия либо отсутствия обращений физических или юридических лиц в порядке, установленном ч. ч. 1 - 16 ст. 46 ГрК РФ.

Иной порядок определен федеральным законодательством для подготовки ГПЗУ по обращениям физических или юридических лиц. В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Соответственно, отсутствие утвержденного проекта межевания, как и отсутствие градостроительной документации, содержащей параметры и ограничения возможного строительства, реконструкции на данном земельном участке, не может служить основанием для отказа в подготовке и выдаче Обществу ГПЗУ. Строго формально, отсутствие указанных документов может свидетельствовать об отсутствии каких-либо ограничений на момент подготовки ГПЗУ.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ГПЗУ прикладывается к заявлению о подготовке и выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, то есть является необходимым документом для получения разрешений на строительство.

Однако это не означает, что ГПЗУ выдается только в том случае, если обратившееся за ним лицо намеревается осуществлять строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, поскольку лицо в любом случае вправе знать о градостроительных разрешениях и ограничениях на земельном участке, в том числе и в целях решения для себя вопроса о градостроительных перспективах использования данного земельного участка.

При этом, как уже указывалось выше, согласно ст. 41 ГрК РФ как часть документации по планировке территории ГПЗУ готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.

Аналогично, само по себе нахождение земельного участка на территории, на которой запрещено строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, не может служить основанием для отказа в выдаче ГПЗУ.

Следует также обратить внимание на то, что Приказом Минрегиона РФ от 11.08.2006 N 93 (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.11.2006 N 8456) утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

Согласно Инструкции отсутствие сведений, например, об отсутствии кадастрового номера земельного участка, об установленном градостроительном регламенте, или о том, что на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, не может служить основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, поскольку в соответствующих строках формы пишется - “Кадастровый номер отсутствует“, “Градостроительный регламент не установлен“.

Также и в отношении информации о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия (раздел V Инструкции) строка “Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации“ заполняется, если на территории, для которой ведется подготовка градостроительного плана земельного участка, находятся объекты, занесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом указываются:

номер объекта культурного наследия согласно чертежу градостроительного плана земельного участка;

историческое назначение объекта культурного наследия и его фактическое использование;

наименование органа государственной власти, принявшего Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр, наименование нормативного правового акта, дата и номер его принятия.

В строке “регистрационный номер в реестре“ указываются:

регистрационный номер и дата постановки на учет в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В случае отсутствия объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствующие строки вписываются слова: “Не имеется“.

По существу, отказ в подготовке ГПЗУ возможен только в том случае, когда заявителем при подаче заявки не указаны точные границы земельного участка, на который испрашивается ГПЗУ.

В настоящем случае земельный участок по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, микрорайон 9, корпус Б-31 определен, поставлен на кадастровый учет под номером 77:08:0008008:1.

В силу изложенного, с учетом того, что Обществом были представлены все необходимые для оформления ГПЗУ документы, ссылка ответчиков на то, что имело место несоответствие запрашиваемого документа требованиям, установленным законодательством, не может быть признана обоснованной.

Судебные расходы по делу относятся на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 197 – 201 АПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, выразившееся в прекращении работ по разработке, оформлению и выдаче градостроительного плана земельного участка общей площадью 0, 4416 га, расположенного по адресу: город Москва, Строгинский бульвар, микрорайон 9, корпус Б-31.

Проверено на соответствие Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ.

Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.11.2010г. №9.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Аксёнова