Судебная практика

По ч.2 ст.7.29 КоАП РФ. Решение от 21 июля 2005 года № 12-42/2010. Челябинская область.

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Мурзиной Н.И.,

При секретаре Кунакбаевой Л.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лаптева А.М., ДАТА года рождения, уроженца АДРЕС, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: АДРЕС, ранее привлекавшегося к административной ответственности по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, являющегося Главой Кусинского городского поселения, - на Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области НОМЕР от ДАТА о наложении штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС) Глава Кусинского городского поселения Лаптев А.М. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и привлечён к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.00 коп.

Лаптев А.М. с указанным Постановлением не согласился, обжаловал его в Кусинский районный суд и просит отменить как незаконное.

Считает, что Решение о способе размещения заказа на выполнение работ для муниципальных нужд у единственного поставщика, без проведения торгов им было принято правильно. При принятии данного решения он основывался на решении комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кусинского городского поселения, на основании которого выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог является особо важной задачей, целью которой является недопущение дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами на территории Кусинского городского поселения.

Считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

В судебное заседание Лаптев А.М. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён своевременно и надлежащим образом.

Представитель Лаптева А.М. - Кудрявцев Е.Н., действующий по доверенности НОМЕР от ДАТА( л.д.63), и представитель Сахаров В.А., действующий по доверенности НОМЕР от ДАТА (л.д.64), жалобу Лаптева А.М. поддержали в полном объёме.

В обоснование жалобы указали, что ДАТА состоялся аукцион по выбору подрядчика выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог на территории Кусинского городского поселения, которое являлось заказчиком данного аукциона, однако он был признан несостоявшимся.

Решением № 12 Комиссии Кусинского городского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 09.08.2010 г. выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в г.Кусе признано неотложным в связи с их особой важностью для обеспечения дорожного движения в городе.

Этим же Решением администрации Кусинского городского поселения предложено заключить муниципальные контракты на оказание услуг с единственным поставщиком - ООО «Стройтехнология».

Решение Комиссии Кусинского городского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности является обязательным для исполнения администрацией Кусинского городского поселения.

ДАТА администрация Кусинского городского поселения и ООО «Стройтехнология» заключили муниципальные контракты на ремонт автомобильных дорог на территории поселения.

Позже эти контракты были расторгнуты по обоюдному соглашению как неисполненные.

ДАТА администрация Кусинского городского поселения в лице Главы Кусинского городского поселения заключила муниципальные контракты НОМЕР на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на территории поселения на основании п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», руководствуясь Решением Комиссии Кусинского городского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, с ООО «РемСтройСервис», которые в настоящее время исполнены.

Представитель УФАС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть жалобу в их отсутствие, считает её необоснованной и поддерживает свои доводы, изложенные его отзыве на указанную жалобу (л.д.12-13).

Суд, заслушав представителей Лаптева А.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 7.29 КоАП РФпринятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - уполномоченный орган), решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков должно осуществляться путём проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путём проведения торгов в форме аукциона.

Из материалов дела усматривается, что ДАТА состоялся аукцион по выбору подрядчика выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог на территории Кусинского городского поселения.

Начальная (максимальная) цена контракта по 4 лотам составляла <данные изъяты> руб. Заказчиком данного аукциона являлась администрация Кусинского городского поселения (Протокол НОМЕР от ДАТА, л.д.36).

Согласно протоколу от ДАТА НОМЕР отменены результаты проведения аукциона по выбору подрядчика выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог из-за допущенных заказчиком ошибок при разработке и утверждении документации об аукционе; процедура проведения аукциона признана не состоявшейся, а протокол НОМЕР - ничтожным (л.д.37).

ДАТА Комиссия Кусинского городского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Решением НОМЕР признала работы по капитальному ремонту автомобильных дорог в городе неотложными «в связи с их особой важностью для обеспечения безопасности дорожного движения в городе» и приняла Решение заключить муниципальный контракт с единственным поставщиком - ООО «Стройтехнология» - на проведение указанных работ на основании п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) (л.д.44-45).

Однако указанные контракты впоследствии были расторгнуты как неисполненные. От имени заказчика они были подписаны Главой Кусинского городского поселения Лаптевым А.М., вступившим в должность ДАТА (л.д.72-73).

Протоколом НОМЕР заседания КЧС и ОПБ Кусинского городского поселения от ДАТА и Решением НОМЕР комиссии городского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДАТА принято Решение о заключении муниципальных контрактов по ремонту автомобильных дорог на территории Кусинского городского поселения с единственным поставщиком - ООО «РемСтройСервис» (л.д.60-61).

Судом установлено, что на основании указанных документов администрация Кусинского городского поселения в лице Главы Кусинского городского поселения Лаптева А.М. ДАТА заключила муниципальные контракты № НОМЕР на выполнение вышеуказанных работ. В настоящее время контракты исполнены, работы выполнены.

В соответствии с ч.3 ст.10 Закона о размещении заказов Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Согласно ст.4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные Решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться Решением о создании такого уполномоченного органа.

Комиссия Кусинского городского поселения Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности законодательством не определена как орган, в полномочия которого входит принятие решения о способе размещения заказа.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определённых товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объёме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трёх рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключён контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключённого контракта.

Размещая заказ на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на территории городского поселения у единственного поставщика, Глава Кусинского городского поселения Лаптев А.М. обосновывает своё Решение тем, что комиссия КЧС и ОПБ Кусинского городского поселения признала указанные работы «особой важности для обеспечения безопасности дорожного движения в городе».

При этом никакого документального подтверждения того, что при заключении контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на основании п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов, то есть возникновения обстоятельств непреодолимой силы, суду не представлено.

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации к непреодолимой силе относятся разрушительные силы природы, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы, оползни, снежные заносы и т.п. Кроме того, как непреодолимая сила могут рассматриваться, кроме военных действия, народные волнения, забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития событий невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

В силу ст.401 ГК РФ непреодолимая сила рассматривается как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.5 Устава Кусинского городского поселения, принятого Постановлением Совета депутатов Кусинского городского поселения от 18.08.2005 г. № 18, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по УрФО 08.12.2005 г. № RU745161022005001, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.

То есть те работы по ремонту автомобильных дорог на территории Кусинского городского поселения, выполнение которых повлекло за собой нарушение требований законодательства о размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа, не могут быть отнесены в указанном случае к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, поскольку являются текущими обязанностями городского поселения.

При указанных обстоятельствах суд считает, что законных оснований для размещения муниципальных заказов на ремонт автомобильных дорог на территории городского поселения на основании п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов, то есть без процедуры проведения торгов, у администрации Кусинского городского поселения не было.

Суд считает, что руководитель УФАС при вынесении постановления НОМЕР от ДАТА в отношении Главы Кусинского городского поселения Лаптева А.М. правильно Установил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку, правильно применил материальный закон, наказание избрал в рамках санкции ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Оснований для признания указанного постановления незаконным и его отмены у суда не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Решил:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области НОМЕР от ДАТА о наложении штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении Главы Кусинского городского поселения Лаптева А.М., подвергнутого административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) руб., оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья: подпись (Н.И.Мурзина)

Копия верна.

Судья: (Н.И.Мурзина)