Судебная практика

По иску Администрации МО г-к Анапа к Прошутиной О.С., Ибраимову Т.Э., Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании недействиствительной государственной регистрации права. Решение от 14 декабря 2010 года № 2-3058/10. Краснодарский край.

14 декабря 2010 г. Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего Мазур Н.В.

при секретаре Постниковой М.В.

с участием: представителя Администрации муниципального образования г-к Анапа Лычагиной М.В., действующей на основании доверенности от 19 января 2010 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования г-к Анапа к Прошутиной О.С., Ибраимову Т.Э., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недействительным зарегистрированного права собственности, суд

Установил:

Представитель Администрации муниципального образования г-к Анапа обратился в суд с требованиями о признании недействительным зарегистрированного права собственности.

В судебном заседании представитель администрации иск поддержала и показала, что основанием регистрации права собственности на спорные земельные участки послужили постановления администрации Витязевского сельского округа №64, которые отсутствуют в архиве отдела администрации муниципального образования г-к Анапа, что свидетельствует об их недействительности и приводит к необходимости отмены государственной регистрации права.

Ответчики, уведомленные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Заслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 29.04.2010г №26/081/2010-126 Прошутина О.С. является собственницей земельного участка площадью 752 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0107003:623, расположенного по адресу: г.-к. Анапа, с.Витязево, ул. Скифская, 6в.

Согласно выписки из ЕГРП от 29.04.2010г №26/081/2010-125 Ибраимов Т.Э. является собственником земельного участка площадью 675 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0107003:624, расположенного по адресу: г.-к. Анапа, с.Витязево, ул. Скифская, 6г.

Оба земельных участка согласно выписки из ЕГРП имеют вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов.

Как следует из имеющейся в администрации г.Анапа информации основанием для регистрации права собственности на земельный участок за Прошутиной О.С. явилось Постановление администрации Витязевского сельского округа №64 от 23.06.1997г; основанием для регистрации права собственности за Ибраимовым Т.Э. явилось Постановление администрации Витязевского сельского округа №64 от 23.06.1997г.

Однако как следует из справки архивного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа №1899 от 5.07.2010г. постановления администрации Витязевского сельского округа №64 от 23.06.1997г и №67 от 1.07.1997г в отношении Ибраимова Т.Э. и Прошутиной О.С. не издавались, в сшиве подлинников постановлений администрации Витязевского сельского округа за 1997 год постановления в отношении гр. Прошутиной О.С. и Ибраимова Т.Э. отсутствуют.

Порядок государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлен ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997г №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 25.2 Закона право собственности гражданина на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального или жилищного строительства, может быть зарегистрировано за гражданином в упрощенном порядке, в случае, если указанный земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ (25.10.2001г).

При этом, основанием для государственной регистрации права собственности является один из следующих документов:

акт о предоставлении гражданину такого земельного участка, изданный органом местного самоуправления в пределах его полномочий; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном действовавшим на момент его выдачи законодательством; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ЛПХ).

В данном случае основанием для регистрации права собственности ответчиков на спорные земельные участки явились постановления администрации Витязевского сельского округа №64 от 23.06.1997г и №67 от 1.07.1997г.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие или возникновение прав на недвижимое имущество и предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ. Указанные документы должны быть скреплены печатью, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Однако представленные на государственную регистрацию в качестве оснований для регистрации права собственности Ответчиков на спорные земельные участки постановления администрации Витязевского сельского округа являются недействительными, так как не содержат печати архивного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа, и в архиве подлинников постановлений отсутствуют.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, предоставленных для государственной регистрации прав, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами.

В силу ст. 17 Закона проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в ст. 18 Закона, согласно которой представляемые на государственную регистрацию прав документы должны быть в установленных законодательством случаях быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии со ст. 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное регистрирующий орган должен был провести правовую экспертизу представленных на регистрацию прав документов и отказать в государственной регистрации прав, так как представленные на государственную регистрацию прав постановления администрации Витязевского сельского округа являются недействительными.

Кроме того, подтверждением недействительности представленных на государственную регистрацию права собственности постановлений администрации Витязевского сельского округа №64 от 23.06.1997г и №67 от 1.07.1997г является следующее.

Согласно указанным постановлениям администрации земельные участки ответчикам были предоставлены для личного подсобного хозяйства.

Однако как следует из выписок из“ЕГРП от 29.04.2010г №26/081/2010-127, №26/081/2010-128, а также кадастровых паспортов других земельных участков, расположенных по ул. Скифской с.Витязево г.-к.Анапа, все земельные участки относятся к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования -размещение малых гостиниц, расположены в непосредственной близости к морю (1-я линия застройки), в связи с чем спорные земельные участки, фактически расположенные в дюнах Черного моря, никак не могут быть предназначены для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанное подтверждается и ст. 4 Федерального закона от 7.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой предоставленные для ЛПХ земельные участки используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.

Однако в непосредственной близости к морю водным законодательством РФ установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения водных объектов и сохранения среды обитания водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, который не допускает возможности осуществления сельскохозяйственного производства на земельных участках, расположенных вблизи моря.

Данное обстоятельство также должно было вызвать сомнения у регистрирующего органа при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к убеждению о необходимости полного удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительным зарегистрированное за Прошутиной О.С. право собственности на земельный участок площадью 752 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0107003:623, расположенный по адресу: г.-к. Анапа, с.Витязево, ул. Скифская, 6в.

Признать недействительным зарегистрированное за Ибраимову Т.Э. право собственности на земельный участок площадью 675 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0107003:624, расположенный по адресу: г.-к. Анапа, с.Витязево, ул. Скифская, 6г.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать регистрационные записи о регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки за Ибраимову Т.Э. и Прошутиной О.С., а именно следующие записи:

№23-23-26/054/2010-452 от 23.04.2010 и №23-23-26/015/2010-192 от 26.04.2010.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: