Судебная практика

Решение от 23 декабря 2010 года . Решение от 23 декабря 2010 года № . Белгородская область.

Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.

при секретаре Курганской Н.Н.,

с участием представителя истца – адвоката Чернова О.В,

представителя ответчика Дудина А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина Н.В. к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства о понуждении к принятию мер по постановке на учет в предоставлении жилого помещения как инвалиду и ветерану Великой Отечественной войны,

Установил:

Фомин является участником Великой Отечественной войны и проживает в квартире своей дочери в п.Прохоровка Белгородской области. Истец в собственности жилья не имеет. Ответчиком ему отказано в постановке на учет в качестве, нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участнику ВОВ, по причине проживания в жилом помещении, площадь которого по учетной норме на одного человека составляет более 14 кв. метров, установленной в Прохоровском районе.

Истец просил признать незаконным Решение комиссии об отказе в постановке на учет и обязать ответчика поставить его на учет в предоставлении жилого помещения как инвалиду и участнику ВОВ в соответствии со статьей 14 ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В судебном заседании представитель истца Чернов О.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Дудин А.О. иск не признал, ссылаясь на то, что основанием отказа в постановке на учет в предоставлении жилого помещения послужило то, что в настоящее время истец обеспечен жильем выше установленной в Прохоровском районе учетной нормы площади жилого помещения и не представляется возможным признать квартиру непригодной для проживания.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Правовой статус истца соответствует статусу инвалида и участника Великой Отечественной войны и на него распространяются меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается: справкой МСЭ, удостоверением.

Из справки социальной защиты населения следует, что истец состоит на учете как участник Великой Отечественной войны – инвалид 2 группы по общему заболеванию (Федеральный закон «О Ветеранах» ст.14).

Согласно удостоверению Фомин является вынужденным переселенцем.

Истец проживает в квартире, принадлежащей дочер, в собственности жилья не имеет.

Представителем ответчика данные обстоятельства в судебном заседании не оспариваются.

Истец, считая о наличии у него права на улучшение жилищных условий, обратился к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет. Письмом от 18 февраля 2010 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях по тому основанию, что площадь квартиры, исходя из трех зарегистрированных членов семьи, больше учетной нормы площади приходящейся на одного члена семьи, которая установлена в Прохоровском районе и составляет 14 кв.м.

Фомин проживал в Республике Таджикистан, откуда был вынужден переехать в РФ. Хотя истец и проживает в семье дочери, однако суд считает, что в квартиру дочери он переселился жить вынуждено, поскольку это связано с его инвалидностью, возрастом, физическим состоянием, нуждаемостью в постороннем уходе и отсутствием иного жилья.

Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» решено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 4 ч.1 ст.14 указанного закона одной из мер социальной поддержки инвалидов ВОВ предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» из расчета финансирования для обеспечения жильем, исходя из общей площади жилья 36 кв. метров.

Не обоснованы доводы ответчика об отказе в постановке на учет в связи с тем, что квартира не признана непригодной для проживания, поскольку основанием для постановки на учет является нуждаемость в улучшении жилищных условий, а не признание жилого помещения непригодным для проживания.

Истец, являющийся инвалидом и ветераном ВОВ, имеющий право на обеспечение жильем в соответствии с законом «О ветеранах» и нуждающийся в улучшении жилищных условий, не может его реализовать по причине незаконного отказа ответчика в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Статьями 3,5,6,8 Декларации ООН «О правах инвалидов» (от 09.12.1975г.) установлено, что инвалиды имеют право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной; право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на помощь, консультации, и другие виды обслуживания; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В силу статей 19 и 25 Конвенции ООН «О правах инвалидов» (от 13 декабря 2006 года) инвалиды имеют право жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора; право на наивысший достижимый уровень здоровья; инвалиды имеют доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества; получают те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности; государства-участники Конвенции организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о нуждаемости Фомина в улучшении жилищных условий, необходимости предоставления благоустроенного жилого помещения по состоянию здоровья, как инвалиду и по статусу ветерана (участника) ВОВ, а отказ ответчика в постановке на жилищный учет является незаконным.

На момент рассмотрения дела истец гарантированных жилищных прав на какое-либо жилое помещение не имеет.

Нарушенное жилищное право Фомина подлежит защите в соответствии со ст.12 ГК РФ путем понуждения ответчика совершить определенные действия.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Фомина Н.В. к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства о понуждении к принятию мер по постановке на учет в предоставлении жилого помещения как инвалиду и ветерану Великой Отечественной войны признать обоснованными.

Признать незаконным Решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Прохоровского района от 18 февраля 2010 года об отказе Фомину Н.В. в постановке на учет в предоставлении жилого помещения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалиду и ветерану Великой Отечественной войны.

Обязать администрацию муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области поставить Фомина Н.В. на учет в предоставлении жилого помещения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалиду и ветерану Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 14 ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», включив его в списки по постановке на учет.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья ……………Т.В.Гнездилова