Судебная практика

Решение от 01 декабря 2010 года . Решение от 01 декабря 2010 года № . Ставропольский край.

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Губановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Носова В.В.к администрации г. Ставрополя о признании права на обеспечение жилым помещением,

Установил:

Носов В.В. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя о признании права на обеспечение жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что он является пенсионером Министерства Обороны РФ с сентября 1996 года. Из рядов вооруженных сил Российской Федерации он был уволен в сентябре 1996 года по организационно-штатным мероприятиям с календарной выслугой военной службы 14 лет и был направлен для постановки на учет в Ставропольский городской военкомат. 27 января 1997 года он передал необходимые документы главе администрации Ленинского района г. Ставрополя Л.С.Ю. для постановки его в очередь на получение жилья для постоянного проживания. Расписка о приеме документов ему не выдавалась. Впоследствии администрацией было рекомендовано по данному вопросу обратиться в краевой военкомат. Военкомат направил в администрацию, сообщив, что вопрос обеспечения военнослужащих жильем находится в компетенции органов местного самоуправления. В администрации ему в устной форме разъяснили, что нет никакой возможности обеспечивать военных пенсионеров жильем. Узнав о том, что военных пенсионеров обеспечивают жильем через предоставление жилищных сертификатов, он обратился к ответчику с просьбой рассмотреть вопрос об обеспечении его и его семьи жильем помещением для постоянного проживания через предоставление государственного жилищного сертификата. Однако, жилищное управление администрации г. Ставрополя в ответе № 01/11-5-1194 от 26 апреля 2010 года, отказала в обеспечении жильем, ссылаясь на то, что он не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не может быть принят на учет, как уволенный с военной службы по закону Ставропольского края от 10.11.2009 года № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма». Считает отказ не соответствующим законодательству по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. Согласно п.п. «а» п. 6 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и. ..», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями. В пункте 8 вышеуказанных Правил право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение, выдаваемое командиром воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего. На основании вышеуказанных нормативных актов им были представлены все документы, подтверждающие его право на жилье: удостоверение № -- от 1996 года, заверенная командиром войсковой части ----, на право пользования льготами, предусмотренными статьей 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года № 4338-1, в соответствии с которой граждане, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и члены их семей, обеспечиваются жилплощадью; выписка из приказа командира войсковой части -- № --- от 1996 года о его увольнении из рядов вооруженных сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям с календарной выслугой военной службы 13 лет 10 месяцев; справка № 147 от 16 сентября 1996 года, выданная Мончегорской КЭЧ района Мурманской области о сдаче жилья по последнему месту службы; справка войсковой части 15686 о неиспользовании им права на получение ссуды под строительство жилья; справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» № Н-6333, № Н-6334 № Н-6335 от 20.08.2010 года и Управления Росреестра по СК на всех членов её семьи об отсутствии собственности. Просил признать его прав и права членов семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать отказ администрации г. Ставрополя в постановке его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении неправомерным, обязать администрацию г. Ставрополя поставить его и его семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как военнослужащего, уволенного с военной службы.

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На вопросы лиц участвующих и председательствующего в деле дал следующие пояснения. Заявление на имя главы Ленинского района г. Ставрополя о постановке на учёт не прияли, поскольку у него не было всего пакета документов. Это было в 1997 году. Когда он обращался с заявлением о постановке на учёт в администрацию Ленинского района г. Ставрополя в 1997 году, и данное заявление не приняли, он подумал, что он потерял своё право по постановке его на учёт, но потом встретил своих друзей военнослужащих, и они сказали, что этого не должно быть. Просил суд признать его право и права членов семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать отказ администрации г. Ставрополя в постановке его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении неправомерным, обязать администрацию г. Ставрополя поставить его и его семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как военнослужащего, уволенного с военной службы.

Представитель истца Носова В.В. по заявлению Ваганян Г.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования Носова В.В. и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации г. Ставрополя по доверенности Салова З.Г. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в её письменных возражениях, пояснив, что в соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлением о принятии на учет должны были быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым граждане признаются нуждающимися в жилье. Однако, при обращении в администрацию г. Ставрополя заявитель не предоставил документы, подтверждающие свою нуждаемость в жилье. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года № 184, учетная норма площади жилого помещения, приходящаяся на одного гражданина составляет 12 кв.м. Согласно представленным Носовым В.В. документам в судебное заседание (свидетельство о праве собственности на домовладение --, по ул. ---, в г. Ставрополе и домовая книга по данному адресу), следует, что истец с составом семьи 5 человек: он, жена, сын, и родители жены проживают в домовладении --, по ул. --, в г. Ставрополе, общая площадь которого 133,6 кв.м. Часть указанного домовладения по ? доли принадлежит на праве собственности родителям жены – Подзолко Т.М. и Подзолко А.П., что составляет 66,8 кв.м. общей площади, то есть на каждого члена семьи приходится по 13,36 кв.м. общей площади. Учитывая изложенное, семья истца не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях. Кроме того, состоять на соответствующем учете в соответствии со ст. 49 ЖК РФ имеют право граждане признанные нуждающимися, малоимущие граждане и как относящиеся к определенной категории граждане в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ. Состоять на соответствующем учете в соответствии со ст. 49 ЖК РФ имеют право малоимущие граждане и как относящиеся к определенной категории граждане в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 15 Закона «О военнослужащих», жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Однако Носов В.В. за постановкой на соответствующий учет до 1 января 2005 года в администрацию г. Ставрополя не обращался. На момент его увольнения в запас действовала Директива от 4.08.1993 года № Д - 74 «О порядке решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительства после увольнения с военной службы», в соответствии с которой, постановка на соответствующий учет осуществлялась по избранному постоянному месту жительства за три года до увольнения либо в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями. В соответствии с утвержденной формой - сведения о военнослужащих, увольняемых с военной службы и изъявивших желание изменить место жительства, направлялись ежегодно до 1 марта в соответствующие военкоматы. В свою очередь военкоматы ежегодно к 1 апреля направляли данные о военнослужащих в органы местного самоуправления, а также сведения о количестве площади требуемой для их обеспечения. После принятия решения о постановке на учет нуждающихся данных граждан, органы местного самоуправления извещали их через командиров воинских частей, в которых проходили службу. С момента увольнения истца в запас прошло более 14 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», с целью постановки на льготную очередь военнослужащие, подлежащие увольнению, должны были осуществить следующие действия. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает Решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (по форме). Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Однако при увольнении в запас Носов В.В. необходимых действий не осуществил. В настоящее время на органы местного самоуправления не возложены функции по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на соответствующий учет. В настоящее время признание военнослужащих нуждающимися в жилье и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законом РФ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, считает, что Носовым В.В. был нарушен порядок обращения в суд, т.е. им фактически оспариваются действия (бездействия) органа местного самоуправления (признание отказа администрации г. Ставрополя неправомерным). Так, в соответствии со ст. ст. 254, 256 ГПК РФ, заявление должно быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушенном праве. Ответ жилищного управления Носовым В.В. был получен в апреле 2010 года, однако Носов В.В. обратился в Октябрьский районный суд в октябре 2010 года. В связи с тем, что Носовым В.В. пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, просила применить последствия пропуска и отказать в удовлетворении заявления.

Представитель третьего лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И. в судебном заседании пояснила, что исковые требования Носова В.В. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осущест­вляется в Ставропольском крае в рамках реализации подпрограммы «Выпол­нение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий гра­ждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целе­вой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты для приобрете­ния жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Согласно подпункта «г» пункта 5 федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы, вставшие в ор­ган местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, т.к. Носов В.В. не состоит в администрации г. Ставрополя на учете в качестве нуждающегося в жилом поме­щении, вопрос о признании права Носова В.В. и его семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не отвечает требованиям действующего законодательства. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований Носова В.В. отказать.

Представитель третьего лица – военного комиссариата г. Ставрополя по доверенности Вершовский Д.В. в судебном заседании пояснил, что Носов В.В. был уволен с военной службы 10.09.1996 года. Как поясняет сам истец, при увольнении с военной службы он был обеспечен жильём. Справка КЭЧ г. Мончегорска Мурманской области о том, что Носов В.В. занимаемую жилплощадь - отдельную двухкомнатную квартиру 27,3 кв.м. в г. -- – --, по ул. ---, --, кв. --, сдал полностью, датирована 16.09.1996 года. Данная справка выдается той целью, чтобы военнослужащий мог стать на очередь на получение жилья. В данном случае, нарушены все процессуальные сроки для обращения с данным исковым заявлением в суд. Прошло более 14 лет. О своем увольнении военнослужащий Носов В.В. узнал 20.03.1996 года. Он был уволен с военной службы в связи с состоянием здоровья, признан негодным к летной работе. То есть, Носову В.В. стало известно о том, что он подлежит увольнению с военной службы за пол года до увольнения. Военнослужащий при увольнении пишет рапорт. Командир войсковой части направляет необходимые документы в администрацию для постановки на учёт, но этого сделано не было. Кроме того, ходатайство командира войсковой части, на которое ссылается истец, не заверено надлежащим образом, не имеет ни даты, ни номера.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым граждане признаются нуждающимися в жилье. В судебном заседании не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что при обращении в администрацию г. Ставрополя заявитель предоставил документы, подтверждающие свою нуждаемость в жилье.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.



В соответствии с Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года № 184, учетная норма площади жилого помещения, приходящая на одного гражданина составляет 12 кв.м.

Согласно представленным Носовым В.В. в судебное заседание документам (свидетельство о праве собственности на домовладение --, по ул. --- в г. Ставрополе, и домовая книга), следует, что истец с составов семьи 5 человек: он, жена, сын, и родители жены проживают в домовладении --, по ул. ---, в г. Ставрополе, общая площадь которого составляет 133,6 кв.м. Часть указанного домовладения по ? доли принадлежит на праве собственности родителям жены – Подзолко Т.М. и Подзолко А.П., что составляет 66,8 кв.м. общей площади, то есть, на каждого члена семьи приходится 13,36 кв.м. общей площади. Учитывая изложенное семья истца не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях. Кроме того, состоять на соответствующем учете в соответствии со ст. 49 ЖК РФ имеют право граждане признанные нуждающимися, малоимущие граждане и как относящиеся к определенной категории граждане в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ.

Состоять на соответствующем учете в соответствии со ст. 49 ЖК РФ имеют право малоимущие граждане и как относящиеся к определенной категории граждане в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ.

Частью 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года, принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 года № 5-П п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец с заявлением о постановке на льготную очередь до 01.01.2005 года обращался в орган местного самоуправления. Первичное обращение истца в орган местного самоуправления состоялось в 2010 году, а на момент обращения на органы местного самоуправления не возложены функции по принятию на учет граждан уволенных с военной службы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», с целью постановки на льготную очередь военнослужащие, подлежащие увольнению, должны были осуществить следующие действия: подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации. На основании рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает Решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь для получения жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Однако при увольнении в запас Носов В.В. необходимых действий не осуществил.

На момент увольнения истца из вооруженных сил РФ действовала Директива Министра обороны РФ № Д-74 от 4 августа 1993 года, определяющая порядок решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительства после увольнения с военной службы. Так постановка на соответствующий учет осуществлялась по избранному постоянному месту жительства за три года до увольнения либо в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями. В соответствии с утвержденной формой сведения о военнослужащих, увольняемых с военной службы и изъявивших желание изменить место жительства, направлялись ежегодно до 1 марта в соответствующие военкоматы. В свою очередь военкоматы ежегодно к 1 апреля направляли данные о военнослужащих в органы местного самоуправления, а также сведения о количестве площади требуемой для их обеспечения. После принятия решения о постановке на учет нуждающихся данных граждан, органы местного самоуправления извещали их через командиров воинских частей, в которых проходили службу. С момента увольнения истца в запас прошло более 14 лет.

Таким образом, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения или на улучшение жилищных условий, а, следовательно, истец не может быть поставлен органом местного самоуправления на льготный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

Более того, в настоящее время признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законом РФ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

С учетом изложенного суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания его прав на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поэтому приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Носова В.В.

Суд считает, что заявление ответчика о применении последствий пропуска трехмесячного срока для обращения в суд не может быть удовлетворено, поскольку требования истца направлены не на обжалование действия (бездействия) органа местного самоуправления, а на возникновение у него на основании решения суда права, дающие ему возможность в дальнейшем быть обеспеченным жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:



Исковые требования Носова В.В. к администрации г. Ставрополя о признании его права и права членов семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета оставить без удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований Носова В.В. к администрации г. Ставрополя о признании отказа администрации г. Ставрополя в постановке его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении неправомерным отказать.

В удовлетворении исковых требований Носова В.В. к администрации г. Ставрополя об обязании администрации г. Ставрополя поставить его, Носова В.В. и его семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как военнослужащего, уволенного с военной службы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Мотивированное Решение суда изготовлено 6 декабря 2010 года.

Судья А.И.Эминов