Судебная практика

О признании права на предоставление земельного участка. Решение от 10 декабря 2010 года № 2-3195/10. Республика Татарстан.

10 декабря 2010 года Кировский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Низамова Э.Р.,

при секретаре Шукаревой А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой А.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, МУ «Администрация Кировского района исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании права на предоставление земельного участка;

Установил:

Данилова А.А. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, МУ «Администрация Кировского района ИК МО г.Казани» о признании права на предоставление земельного участка, в обоснование своих требований указав, что она является членом СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ и за ней закреплен земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №. Данилова А.А. обратилась к ответчикам с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно, в связи с тем, что данный земельный участок является федеральной собственностью, ИК МО г.Казани не обладает полномочиями по распоряжению им и отказал в предоставлении земельного участка в собственность. Истица считает данный отказ необоснованным, так как в соответствии с действующим законодательством она имеет исключительное право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ. Истица просит суд: признать за ней право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный в СНТ «<данные изъяты> войсковой части № МО РФ, обязать МУ «Администрация Кировского района ИКМО г.Казани» подготовить проект Постановления о передаче истице на бесплатной основе земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ, обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани передать истице в собственность бесплатно данный земельный участок.

Представитель истицы Даниловой А.А. - Камалетдинова А.В., действующая на основании доверенности (л.д.4), в судебном заседании иск поддержала.

Ответчик Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д.65), представитель в судебное заседание не явился.

Ответчик МУ «Администрация Кировского района ИКМО г.Казани» о месте и времени рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, поступило заявление с просьбой рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны (л.д.72-73,73).

Представитель МУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Рачкова-Чукина Т.С., действующая по доверенности (л.д. 83), извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.82).

Третьи лица ФГКЭУ «Казанская квартирно-эксплутационная часть района» <данные изъяты> военного округа МО РФ, войсковая часть № МО РФ, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РТ о месте и времени рассмотрения дела извещены (л.д.68,69,70), представители в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ Батракова О.Н., действующая на основании Протокола (л.д.84), с иском согласна.

Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 N 6 (ред. от 25.10.1996) “О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе“, проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, необходимо выяснить, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реальную возможность предоставления ему этого участка».

В соответствии с п.1 и п.4 ст.28 ЗК РФ «земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц».



В силу п.1 и пунктов 5, 6 ст.36 ЗК РФ «исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора».

Пунктом 4 ст.28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан» №66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя».

Судом установлено, что Данилова А.А. является членом СНТ «<данные изъяты>» войсковой части №, ей на праве собственности принадлежит садовый домик № общей площадью <данные изъяты> кв.м. и за ней закреплен земельный участок № (л.д.15,42,43,76).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке (л.д.17-20), площадь земельного участка под вышеуказанным садовым домиком составляет <данные изъяты> кв.м., границы земельного участка согласованы с правообладателями смежных земельных участков, которые не имеют претензий по поводу границ земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ (л.д.15,16). При этом разрешенное использование данного земельного участка: садоводство (л.д.17).

Для оформления в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ, уч.№ истица обратилась с заявлением в МУ «Администрация Кировского района ИКМО г.Казани».

МУ «Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» отказало в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, ссылаясь, что земельный участок № находится на территории земельного участка СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ, предоставленного согласно решению <данные изъяты> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и является федеральной собственностью, а, Исполнительный комитет муниципального образования <адрес> не является органом государственной власти, обладающим полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д.5).

Суд считает, что данный отказ является незаконным по следующим основаниям:

Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что «к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на Решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности».

В соответствии с п.1 ст.19 ЗК РФ «в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством».

Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ «распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Решением <данные изъяты> городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ коллективных садов войсковой части № в районе ст.<адрес>» были утверждены границы коллективных садов войсковой части № на площади <данные изъяты> га в районе <адрес> и на основании данного решения был выдан государственный акт № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> гектара в постоянное пользование КЭЧ <данные изъяты> района под коллективные сады войсковой части № МО РФ (л.д.21,22-26).

Согласно писем войсковой части № МО РФ и ФГКЭУ «Казанская квартирно-эксплутационная часть района» <данные изъяты> военного округа МО РФ вышеуказанный земельный участок для нужд Министерства Обороны РФ не используется и на нем отсутствуют объекты недвижимости Министерства Обороны РФ (л.д.12,13,85).



Кроме того, согласно кадастровому плану земельного участка, выданному ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., пользователем которого является СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования (л.д.86-87).

Таким образом, учитывая, что в государственном кадастре недвижимости информации о собственнике вышеуказанного земельного участка не содержится, правообладателем земельного участка является СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ, данный земельный участок был предоставлен из земель, находящихся в муниципальной собственности для садоводческого товарищества, а не для нужд Министерства обороны РФ, отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования, в соответствии со ст. 17 ЗК РФ не является федеральной собственностью, в реестр федеральной собственности не включен, а, следовательно, находится в муниципальной собственности и полномочиями по его предоставлению гражданам обладают именно органы местного самоуправления, в данном случае Исполнительный комитет муниципального образования <адрес>.

Таким образом, оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ Даниловой А.А. не имеется, так как данный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и в федеральном законодательстве отсутствует запрет на приватизацию указанного земельного участка.

В силу п.4 ст.28 ЗК РФ «не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц».

Согласно абз.2 п.7 ст.36 ЗК РФ «границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка».

Как указывалось выше истица имеет исключительное право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ общей площадью <данные изъяты> кв.м., каких-либо ограничений по предоставлению данного земельного участка не имеется, полномочиями по предоставлению спорного земельного участка обладает Исполнительный комитет муниципального образования <адрес>, а, следовательно, отказ в предоставлении в собственность бесплатно Даниловой А.А. земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ общей площадью <данные изъяты> кв.м. является незаконным и приводит к нарушению законных прав истца на приобретение данного земельного участка в собственность, гарантированных Конституцией РФ и земельным законодательством.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Даниловой А.А.. обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить.

Признать за Даниловой А.А. право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный в пределах земель СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ.

Обязать МУ «Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» подготовить проект Постановления о передаче Даниловой А.А. в собственность на бесплатной основе земельный участок № общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный в пределах земель СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани предоставить Даниловой А.А. в собственность бесплатно земельный участок № в СНТ «<данные изъяты>» войсковой части № МО РФ общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № расположенный в пределах земель СНТ «<данные изъяты> войсковой части № МО РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд г. Казани в течение 10 дней.

Судья Э.Р.Низамов