Судебная практика

Об обязании гос регистрации права собственности на гидротехническое сооружение. Решение от 23 ноября 2010 года № 2-399/2010. Республика Хакасия.

Бейский районный суд

в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Асочаковой Г.Г.,

при секретаре Козине А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кирбинский сельсовет об обязании обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного,

Установил:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного, требования мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС) установлено, что на территории муниципального образования Кирбинский сельсовет имеются ГТС не имеющие паспорта и декларацию безопасности по причине отсутствия собственника. Вышеназванные ГТС находятся на территории Кирбинского сельсовета, следовательно, органом, уполномоченным обратиться с заявлением о государственной регистрации права является ответчик. Просит суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных ГТС, а именно: водохранилище «Птичье» (Кирбинское) в 1 км севернее <адрес>; водохранилище «Малое» в 4 км. западнее <адрес> и обязать ответчика организовать составление декларации безопасности данных комплексов ГТС и представить их в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Асочакова Г.Г., исковые требования

уточнила, просит суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных ГТС, а именно: водохранилище «Птичье» (Кирбинское) в 1 км севернее <адрес>; водохранилище «Малое» в 4 км. западнее <адрес>. Считает, что длительное непринятие мер по постановке на учет бесхозяйных ГТС не может обеспечить их безопасное состояние, так как именно, на собственника возложено бремя ответственности за их безопасное состояние. Не регистрация прав на бесхозяйные гидротехнические сооружения ведет к не обеспечению безопасности ГТС, что создает угрозу наступления чрезвычайных ситуаций, нарушает законодательство и влечет нарушение граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Подача иска прокурором обусловлена не обеспечением органом местного самоуправления заблаговременного принятия мер по предотвращению наступления чрезвычайных последствий.

Ответчика, в лице главы администрации муниципального образования Кирбинский сельсовет Лямкин А.Н., исковые требования не признал, просит суд в удовлетворении иска отказать. Водотехнические объекты находящиеся на территории Кирбинскго не подставляют угрозы наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, они используется только в необходимых случаях для стока вода. Кирбинский сельсовет, даже в случае регистрации права собственности на данные объекты, ни в техническом, ни в финансовом плане не сможет обеспечить содержание и эксплуатацию данных объектов.

Третье лицо - представитель главного управления Министерства РФ МЧС Гараев С.А. по доверенности, суду пояснил, что комплекс ГТС водохранилище «Птичье» (Кирбинское) в 1 км севернее <адрес>; водохранилище «Малое» в 4 км. западнее <адрес>, находятся на территории МО Кирбинский сельсовет. Указанные объекты относятся к гидротехническим сооружения, которые в установленном порядке в целях надзора за их безопасностью и предупреждения угрозы наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах ответчику в установленном порядке необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных ГТС, а именно: водохранилище «Птичье» (Кирбинское) в 1 км севернее <адрес>; водохранилище «Малое» в 4 км. западнее <адрес>, расположенные на территории МО Кирбинский сельсовет. На уровне Управления МЧС России по РХ разработаны и согласованы правила о порядке постановки на учет гидротехнических сооружений, как бесхозяйных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ.

Согласно ст.41,42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.10 Федерального закона «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.



Как видно из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на вышеуказанные объекты отсутствуют.

Однако, в соответствии с п.1 ст.22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по мету нахождения данных в порядке, установленным данным законом.

Факт нахождения спорных бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Кирбинский сельсовет, подтверждается перечнем бесхозяйных ГТС <адрес>.

По результатам проверки, закрепленным в акте Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено наличие бесхозяйных гидротехнических сооружений, а именно: водохранилище «Птичье» (Кирбинское) в 1 км севернее <адрес>; водохранилище «Малое» в 4 км. западнее <адрес>, расположенные на территории МО Кирбинский сельсовет. Указанные объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии, создают угрозу для населения, переполнение ниже расположенных искусственных водоемов, водохранилище» Малое» является участком железной дороги Камышта-Саяногорск.

В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен представитель Енисейского Управления Ростехнадзора Емелин В.М. который пояснил, что бесхозность гидротехнического сооружения может привести к тому, что ГТС выйдет из строя вследствие чего, может произойти подтопление населенных пунктов, что создаст угрозу для населения. Объекты, которые в рамках проверки не были признаны аварийными как создающие угрозу для населения, подлежат ликвидации, что так же возможно при наличии собственника гидротехнического сооружения. Заключение о том, что обследуемые ГТС не создают угрозу для населения сделано на дату его осмотра и соответственно, в том случае если ГТС не используется, что в данном случае имеет место быть. В случае эксплуатации ГТС можно предполагать наступление чрезвычайных ситуаций. Длительное неприятие мер по постановке на учет бесхозяйный ГТС не может обеспечить их безопасное состояние, т.к. именно на собственника возложено бремя ответственности за их безопасное использование.

Из информационного письма главы администрации МО <адрес>, следует, что работа по приему в собственность ГТС ведется, в адрес администрации направлено письмо о предоставлении информации о необходимых затратах по оформлению права муниципальной собственности на ГТС.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Пунктом 8 ч.1 ст.14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Аналогичные положения, закреплены в Уставе МО Кирбинский сельсовет, пунктами 3, 4, 8, 23, 26 статьи 9 закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ч.1 ст.225 ГК РФ, Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании ч.3 ст.225 ГК РФ Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В судебном заседании достоверно установлено, что спорные объекты расположены в административных границах муниципального образования Кирбинский сельсовет, не обращение администрации в управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч.3 ст.225 ГК РФ, которая предусматривает необходимость именно органу местного самоуправления обращаться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, и принимая во внимание обязанность МО Кирбинский сельсовет разрешать вопросы местного значения в части предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также с учетом сельскохозяйственного и мелиоративного значения спорных объектов недвижимости, их аварийного состояния, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявленные исковые требования удовлетворить.



Обязать администрацию муниципального образования Кирбинский сельсовет обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет следующих гидротехнических сооружений расположенных на территории муниципального образования Кирбинский сельсовет <адрес>:

водохранилище «Птичье» (Кирбинское) в 1 км севернее <адрес>;

водохранилище «Малое» в 4 км. западнее <адрес> в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

На Решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Верховный Суд <адрес> через Бейский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: О.Ю. Сорогина.

Справка:

Мотивированное Решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ Судья: