Судебная практика

О признании права соб-ти на жилой дом в порядке наследования. Решение от 10 сентября 2010 года №. Московская область.

10 сентября 2010 года Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Гречишникова *.*., с участием адвоката Сидорова *.*., при секретаре судебного заседания Зуйковой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ревякиной *.*. к Манукян *.*. и администрации Егорьевского муниципального района Московской области о признании недействительным договора дарения жилого дома и признании права собственности на жилой дом, а также по иску Ревякиной *.*. и Ревякиной *.*. к Ревякиной *.*. о признании договора дарения жилого дома действительным, регистрации перехода права собственности на жилой дом и признании права собственности,

Установил:

обращаясь в суд с иском, Ревякина *.*. просит признать
недействительным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>, заключенный между ФИО1, ФИО2 и Манукян *.*., и признать за ней право собственности на данный жилой дом в порядке наследования по закону.

В судебное заседание истица не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени слушания дела. Выступавший в качестве ее представителя адвокат Сидоров *.*. исковые требования поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ г. умер ее супруг ФИО1. При жизни он владел на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, <адрес>. Данный жилой дом принадлежал ФИО1. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., удостоверенного <адрес> сельским Советом <адрес> Московской области. Согласно справки <адрес> Московского областного бюро технической инвентаризации № от ДД.ММ.ГГГГ г. указанное домовладение принадлежало ФИО1 на праве собственности. Единственным наследником, принявшим наследство после его смерти является Ревякина *.*. Кроме того, наследником по закону к имуществу ФИО1. является также его дочь Манукян *.*. Истица вступила в наследство, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону на № долю квартиры № дома № по ул. <адрес> Московской области, автомобиль марки <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номерной знак № и прицеп марки <данные изъяты>, номерной знак №, принадлежавшие при жизни наследодателю. Кроме того, Ревякина *.*. после смерти супруга фактически приняла жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес> так как произвела за свой счет расходы на его содержание. При жизни ФИО1 по договору дарения произвел отчуждение указанного жилого дома ФИО2 и Манукян *.*. Однако данный договор дарения не был надлежащим образом зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с
чем является недействительным.

Ответчица Манукян *.*. исковые требования признала в полном объеме и дала аналогичные объяснения.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц Ревякина *.*. и Ревякина *.*., возражая против удовлетворения исковых требований, обратились с самостоятельными требованиями относительно предмета спора о признании договора дарения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО1 ФИО2. и Манукян *.*. действительным, регистрации перехода права собственности от ФИО1 к ФИО2. на <данные изъяты> долю жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>, и признании за ними права собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом в порядке наследования по закону за каждой.

Ревякина *.*. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте, дате и времени слушания дела.

В судебном заседании Ревякина *.*. обосновывала свои возражения и самостоятельные исковые требования тем, что она является супругой умершего ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2, а Ревякина *.*. является его дочерью. Истица по первоначальному иску приходится умершему ФИО2 матерью. Жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес>, принадлежал на праве собственности ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ г., пока им не был заключен договор дарения с детьми - ФИО2. и Манукян *.*. Указанный договор был удостоверен нотариусом и подлежал государственной регистрации в органах БТИ. Однако в БТИ договор дарения и переход права собственности зарегистрированы не были в связи с тем, что даритель ФИО1 серьезно заболел и умер ДД.ММ.ГГГГ г. После его смерти между наследниками была достигнута договоренность о том, что жилой дом уже подарен детям умершего, поэтому к нотариусу с заявлением обратилась только Ревякина *.*., которая и не указала спорный
жилой дом в перечне имущества, подлежащего включению в состав наследства. В соответствии с договором дарения ФИО2. принял на себя все обязанности по содержанию указанного жилого дома, а именно оплачивал налоги и коммунальные платежи, что подтверждается копиями соответствующих квитанций. Поскольку правовые последствия договора дарения в виде передачи имущества одаряемому для ФИО2 наступили, то он нес обязанности по содержанию и оплате услуг за указанное жилое помещение. Обязательство дарителя по передаче жилого дома одаряемому было исполнено при его жизни в полном объеме. В заключенном договоре четко выражена его воля в отношении предмета договора дарения. С момента заключения договора дарения ни ФИО1., ни Ревякина *.*. не оспаривали данный договор и не обращались с исками об истребовании имущества из чужого незаконного владения, т.е. ни никаким образом не заявляли о своих нарушенных правах и необходимости их восстановления. После смерти ФИО1 его сын ФИО2. фактически принял открывшееся после смерти отца наследство, так как взял себе с согласия остальных наследников оставшиеся после смерти ФИО1. принадлежавшие ему инструменты, необходимые для осуществления ухода за домом и автомашиной марки № года выпуска, а так же семейные фотографии. После смерти отца ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлял как текущий, так и капитальный ремонт жилого дома, а именно перекрыл крышу, сделал новое крыльцо, отремонтировал фундамент, пристроил веранду, осуществлял внешнюю покраску дома. До дня своей смерти ФИО2 пользовался указанным жилым домом и расположенным при нем земельным участком, ухаживал за огородом, перестраивал баню. Они с дочерью Ревякиной *.*. являются наследниками к его имуществу. О том, что договор дарения и переход права собственности к ФИО2. на <данные
изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес> не зарегистрированы они узнали после его смерти в ДД.ММ.ГГГГ г. При этом они фактически приняли открывшееся после смерти ФИО2 наследство, подав нотариусу в установленный законом срок заявление о принятии наследства. Однако, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности к наследодателю ФИО2. по договору дарения на <данные изъяты> долю спорного жилого дома препятствует включению указанного имущества в состав наследства.

Адвокат Сидоров *.*., выступавший в судебном заседании в качестве представителя истицы по первоначальному иску и ответчица Манукян *.*. возражали против удовлетворения самостоятельных требований третьих лиц по основаниям, ранее изложенным в их объяснениях.

Представители администрации Егорьевского муниципального района Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне и времени слушания дела. От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя Ревякиной *.*., объяснения ответчицы Манукян *.*., третьих лиц, заявивших самостоятельные требования относительно предмета спора, исследовав представленные сторонами и третьими лицами доказательства, суд находит исковые требования Ревякиной *.*. подлежащими удовлетворению и не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ревякиной Л.Д и Ревякиной *.*. по следующим основаниям:

согласно ч.1 ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее
от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с ч.3 ст.574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО1., ФИО2 и Манукян *.*. заключен договор дарения, по которому ФИО1. подарил ФИО2. и Манукян *.*. в равных долях жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес> Данный договор дарения удостоверен нотариусом <адрес> государственной нотариальной конторы Московской области ФИО3 но не был зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации.

Данные обстоятельства признаны сторонами и третьими лицами по делу и подтверждаются представленными письменными доказательствами.

Статьей 6 Федерального закона от 26.01.1996 г. №15-ФЗ «О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом. До введения в действие 31.01.1998 г. Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на жилые дома и помещения по действовавшему до указанной даты порядку осуществлялась в органах БТИ.

Следовательно, права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу названного федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются юридически действительными, если сделка заключенная до 31.01.1998 г., была зарегистрирована в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, т.е. в органах БТИ.

При соблюдении указанных требований в соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального
закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Кроме того, согласно ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Таким образом, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между ФИО1., ФИО2 и Манукян *.*. в отношении спорного жилого дома, в нарушение требований ч.3 ст.574 ГК РФ не был надлежащим образом зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем у ФИО2. и Манукян *.*. не возникло право собственности на недвижимое имущество на основании данного договора.

Согласно ч.1 ст.165 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При указанных обстоятельствах суд принимает Решение об удовлетворении исковых требований Ревякиной *.*. о признании недействительным договора дарения жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес> заключенного ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО1., ФИО2. и Манукян *.*., а также отказывает в удовлетворении иска Ревякиной *.*. и Ревякиной *.*. о признании его действительным.

Кроме того, требования третьих лиц о регистрации перехода права собственности по данному договору дарения на <данные изъяты> долю спорного жилого дома за умершим ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 также не подлежат удовлетворению, поскольку невозможна государственная регистрация договора дарения и права собственности одаряемого после смерти дарителя даже в случае нотариально удостоверенного договора. Если при жизни
дарителя переход права на недвижимость не был зарегистрирован, это имущество не принадлежит одаряемому и должно быть включено в наследственную массу скончавшегося дарителя.

Согласно свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> отделом ЗАГС Мэрии <адрес> Московской области ФИО1. умер ДД.ММ.ГГГГ г. (актовая запись о смерти ДД.ММ.ГГГГ г.). В соответствии с копиями наследственного дела к его имуществу ДД.ММ.ГГГГ г. нотариусом <адрес> Московской области ФИО4. на имя Ревякиной *.*. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты> долю квартиры № дома № по <адрес> Московской области, автомобиль марки № ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номерной знак № и прицеп марки <данные изъяты>, номерной знак №, принадлежавшие при жизни наследодателю.

Согласно ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось. Следовательно суд считает установленным, что Ревякина *.*. приняла жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес>, который принадлежал на праве собственности при жизни ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., удостоверенного <адрес> сельским Советом <адрес> Московской области, что подтверждается справкой директора <адрес> филиала ГУП МО “МОБТИ“ № от ДД.ММ.ГГГГ г.

В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Учитывая, что Ревякина *.*. приняла наследство после смерти ФИО1 то к ней переходит право собственности на имущество, принадлежавшее при жизни наследодателю, т.е. на жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес>

Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО5, допрошенного в судебном
заседании по ходатайству представителя Ревякиной *.*., который показал, что спорный жилой дом принадлежал его деду ФИО1 по день его смерти в ДД.ММ.ГГГГ г. Все улучшения данного жилого дома осуществлялись при жизни деда. Его дядя ФИО2 приезжал в указанный дом редко.

Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Ревякиной *.*. и признать право собственности за ней на спорный жилой дом в порядке наследования по закону.

В тоже время исковые требования третьих лиц о признании за каждой из них права собственности на <данные изъяты> долю жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>, не основаны на законе, так как согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Поскольку, как установлено судом, переход права собственности к ФИО2. на спорный жилой дом на основании договора дарения не был зарегистрирован в установленном законом порядке и ему данный жилой дом на праве собственности на момент смерти не принадлежал, то он не может быть включен в его наследственную массу.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

иск Ревякиной *.*. к Манукян *.*. и администрации Егорьевского муниципального района Московской области удовлетворить.

Признать недействительным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес> заключенный ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО1., ФИО2. и Манукян *.*.

Признать за Ревякиной *.*. право собственности на жилой дом, площадью всех частей здания <данные изъяты> кв.м., общей площадью жилого помещения <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Московская область, <адрес>

В удовлетворении исковых требований Ревякиной *.*. и
Ревякиной *.*. к Ревякиной *.*. о признании договора дарения жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО1 ФИО2 и Манукян *.*., действительным, регистрации перехода права собственности от ФИО1. к ФИО2. на <данные изъяты> долю данного жилого дома и признании за ними права собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, <адрес>, в порядке наследования по закону за каждой, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Гречишников *.*.