Судебная практика

Решение от 27 апреля 2011 года . По делу А19-1095/2011. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-1095/2011

27.04.2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2011г., Решение в полном объеме изготовлено 27.04.2011г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи *.*. Дягилевой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есинецкой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Прокуратуры Иркутской области

к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (ОГРН 1083815000059, ИНН 3815013007), индивидуальному предпринима Ф.И.О. (ОГРН 305381507600022, ИНН 384400067768)

о признании договора недействительным,

при участии в заседании:



от истца - Забродина *.*. (доверенность),

от ответчиков - Пулбере *.*. (паспорт), от Чунского лесничества - не явились,

Установил:

Прокуратура Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и индивидуальному предпринима Ф.И.О. о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений № 8 от 17.03.2010г., заключенного между предпринимателем и Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на несоответствие спорного договора требованиям Закона Иркутской области № 67/33-оз от 07.10.2009г.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

ИП Пулбере *.*. в отзыве с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание представителя не направило, отзыв на иск не представило, в связи с чем, дело рассмотрено в судебном заседании на основании статей 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителя ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав прокурора и предпринимателя, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, Арбитражный суд Иркутской области считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда от 09.03.2010г. № 8, 09.03.2010г. был проведен аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по аукционной единице №9, который признан несостоявшимся, так как единственным участником аукциона выступил индивидуальный предприниматель Пулбере *.*.



По результатам аукциона 17.03.2010г. между Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (продавец) и ИП Пулбере *.*. (покупатель) был заключен договор купли-продажи № 8 лесных насаждений, занимающих площадь 0,9 га., расположенных в Иркутской области муниципального образования «Чунский район» в границах Чунского лесничества в Мироновском участковом лесничестве, Мироновская дача в квартале № 36 выделе №№ 20,21 лесосеке № 1, в объеме 174 куб.м.

Полагая, что указанный договор не соответствует ст. 2 Закона Иркутской области № 67/33-оз от 07.10.2009г “Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области“, прокуратура Иркутской области обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает заявленные исковые требования обоснованными по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса названа заготовка древесины.

Частями 8 и 8.2 статьи 29 названного Кодекса (в редакции, действующей на момент проведения лесного аукциона) определено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Данная норма указывает на то, что случаи заготовки древесины по договору купли-продажи являются исключительными и должны быть установлены законами субъекта, но при этом в соответствии с прямым указанием федерального законодателя (части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации) такие договоры должны заключаться по результатам аукциона за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

Проведение указанного аукциона регулируется общими правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 447 - 449) и специальными нормами главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, законодателем установлены правила проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в то время как исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в силу части 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации определяются законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании положений Лесного кодекса Российской Федерации Иркутской областью принят Закон Иркутской области от 07.10.2009г. N 67/33-оз “Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области“, устанавливающий исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области.

В соответствии со статьёй 2 указанного Закона к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд относится заготовка древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях выполнения государственных или муниципальных контрактов на поставку древесины, выполнение работ или оказание услуг, связанных с использованием заготовленной древесины:

для отопления, реконструкции и ремонта зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за соответствующими государственными или муниципальными учреждениями;

для строительства зданий, строений, сооружений, финансирование которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;

для предупреждения чрезвычайных ситуаций муниципального, межмуниципального или регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

Кроме того, к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относится заготовка древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением.

Заготовка гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений допускается в период с 1 по 31 декабря.

Как следует из материалов дела, оспариваемый договор заключен ответчиками в целях заготовки древесины в объеме 174 куб.м. (п. 6 договора), основанием же для заключения оспариваемого договора, по мнению ответчика, явился муниципальный контракт № 1 от 10.03.2010г., заключенный Администрацией Лесогорского муниципального образования с индивидуальным предпринимателем Пулбере *.*.

Предметом муниципального контракта являются работы, произведенные исполнителем (Пулбере *.*. ) по капитальному ремонту спортивного комплекса «Восход» и пристроя к гаражу Администрации, в обмен на обеспечение заказчиком (Администрацией Лесогорского муниципального образования) участие ИП Пулбере *.*. в аукционе по исключительным случаям заготовки древесины для нужд муниципального образования в объеме 10500 куб.м. (п.1 контракта).

Вместе с тем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что данный муниципальный контракт не отвечает признакам муниципального контракта.

Так, согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Пунктами 1 и 2 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Аналогичное положение о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд содержится в части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.

Статья 10 указанного Федерального закона устанавливает способы размещения заказа, в том числе: размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005г. N 94-ФЗ (часть 2 указанной статьи).

В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд является функцией бюджетных учреждений.

В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Частью 1 статьи 3 Закона N 94-ФЗ установлено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Согласно статье 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 данного Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками, как установлено частью 1 статьи 4 Закона N 94-ФЗ, могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Вместе с тем, муниципальный контракт от 10.03.2010г. № 1 нельзя признать договором, заключенным в соответствии с требованиями ст.ст. 9,10 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ, а также ст.ст. 70,72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку при заключении данного договора ответчиком не была соблюдена процедура размещения заказов, предусмотренная статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ, указанный договор не предусматривает использование бюджетных средств, как установлено положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не является муниципальным контрактом.

Поскольку заключенный между Администрацией Лесогорского муниципального образования и индивидуальным предпринимателем Пулбере *.*. муниципальный контракт от 10.03.2010г. № 1 не относится к муниципальным контрактам, арбитражный суд приходит к выводу о недействительности договора купли-продажи лесных насаждений N 8 от 17.03.2010г., заключенного в целях заготовки древесины, по результатам лесного аукциона при отсутствии законных оснований, установленных Законом Иркутской области от 07.10.2009 N 67/33-оз.

При таких обстоятельствах доводы ответчика ИП Пулбере *.*. о заключении спорного договора в соответствии с требованиями действующего законодательства арбитражный суд считает несостоятельными и недоказанными материалами дела.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что договор купли-продажи лесных насаждений N 8 от 17.03.2010г., заключенный между Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и индивидуальным предпринимате Ф.И.О. является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, доказательств обратного, как того требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, ответчики в материалы дела не представили.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение настоящего иска, составляющая 4000 руб., подлежит взысканию с ответчиков солидарно. Вместе с тем, Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству от её уплаты освобождено, в связи с чем, с ИП Пулбере *.*. полежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным договор купли-продажи лесных насаждений № 8 от 17 марта 2010г., заключенный между Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и индивидуальным предпринимате Ф.И.О.

Взыскать с индивидуального предпринима Ф.И.О. 28 июня 1965г. рождения, проживающего по адресу: 665500 Иркутская обл., Чунский район, п. Лесогорск, ул. Ленина, д.1, кв. 12, ОГРН 305381507600022, ИНН 384400067768, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Дягилева