Судебная практика

Решение от 2011-04-21 №А20-4214/2010. По делу А20-4214/2010. Кабардино-Балкарская Республика.

Именем Российской Федерации

Решение

г.Нальчик Дело №А20-4214/2010

«21» апреля 2011 года

Резолютивная часть оглашена «14» апреля 2011 года

Полный текст изготовлен «21» апреля 2011 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи *.*. Добаговой,

при ведении протокола судебного заседания судьёй *.*. Добаговой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимат Ф.И.О. г.Терек,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нарткала,



об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов,

при участии в судебном заседании представителей:

от заинтересованного лица: Шортаева *.*. - по доверенности №3 от 11.01.2011; Устарханова *.*. - по доверенности №4 от 11.01.2011,

Установил:

индивидуальный предприниматель Гучев Джамбулат Борисович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, в котором просит:

признать незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Кабардино-Балкарской Республике, г.Нарткала (далее – инспекция), выразившееся в принятии решения №577 от 31.05.2010 года об отказе в осуществлении зачёта (возврата) по налогу в сумме 618 601 руб. 88 коп.;

обязать налоговую инспекцию возвратить излишне уплаченный налог – акциз на бензин за 2005 год и 1-й квартал 2006 года в сумме 618 601 руб. 88 коп.

Заявитель извещен о месте и времени судебного заседания 24.03.2011 (уведомление № 36002236766588), а также по всем известным суду адресам (конверт № 76661 возвращен без вручения адресату с отметкой органа почты «Отсутствие адресата по указанному адресу»), что в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считается надлежащим извещением.

Также на информационном ресурсе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» размещен текст судебного акта, что является публичным извещением.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал отзыв от 13.04.2011 № 03-06/03681 и заявленные требования отклонил в полном объеме, ссылаясь на пропуск пресекательного срока установленного для подачи соответствующего заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налогов.



Выслушав доводы представителя заинтересованного лица и исследовав материалы дела суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.

Как установлено в судебном заседании предприниматель Гучев *.*. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.08.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, с присвоением ОГРНИП 409072621900108 и осуществляет предпринимательскую Ф.И.О. торговле моторным топливом.

В марте 2006 года Гучев *.*. являясь индивидуальным предпринимателем получил от поставщика нефтепродуктов (имеющего соответствующее свидетельство о регистрации) - общества с ограниченной ответственностью «Лаворс-Плюс», горюче-смазочные материалы (бензин автомобильный с иными октановыми числами) в количестве 113,7 тонн за которые уплатил 412 617 рублей по ставке 3629 рублей за тонну.

Акцизы относятся к федеральным налогам и согласно части 1 статьи 193 НК РФ (действовавшей на момент совершения экономических операций) налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам в том числе - автомобильный бензин с иными октановыми числами 3 629 руб. 00 коп. за 1 тонну.

Налоговым периодом согласно статье 192 НК РФ признается календарный месяц.

За период с февраля по май 2006 Гучев *.*. перечислил в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции № 3 по Терскому району 843 699 рублей акцизов на бензин из которых: 380 000 рублей перечислено платежным поручением №10 от 26.02.2006, 51 082 рубля перечислено платежным поручением № 11 от 15.03.2006, 401 000 рублей перечислено платежным поручением №12 от 22.05.2006, 11 617 рублей перечислено платежным поручением №7 от 23.05.2006, что также подтверждается соответствующими выписками из лицевого счета предпринимателя в банке (дополнительный офис №8631/0801), а также представленными в материалы дела выписками из лицевого счета плательщика в инспекции за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 № 128439.

Согласно пункту 8 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент совершения операций) вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях главы 22 (акцизы) НК РФ, реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.

В результате уменьшения суммы акциза на вычеты, предусмотренные указанным пунктом 8 статьи 200 НК РФ у предпринимателя образовалась переплата по акцизу в размере 618 601 рубля 88 копеек (444 947 рублей – акциз на бензин автомобильный, произведенный на территории Российской Федерации, 173 654 рубля 88 копеек – бензин автомобильный).

17.10.2008 Гучев *.*. направил в МР ИФНС РФ № 3 по КБР, гор. Терек, заявление о проведении сверки расчетов по налогам и зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога (акциза) в материалы дела представлена почтовая квитанция № 13429 (заказное отправление № 360017071342291).

На обращение предпринимателя последовал устный отказ в связи с необходимостью проведения контрольных мероприятий.

Между Гучевым *.*. и Межрайонной инспекцией ФНС России № 6 по КБР проведена совместная сверка расчетов по налогам, по результатам которой составлен акт сверки № 2642 от 01.05.2010.

Указанная сверка также выявила наличие у предпринимателя переплаты по акцизу на бензин автомобильный, произведенный на территории Российской Федерации в сумме 444 947 рублей и бензин автомобильный в сумме 173 654 рубля 88 копеек.

28.05.2010 после выявления указанной переплаты предприниматель повторно обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о возврате излишне уплаченного акциза.

Инспекцией по результатам рассмотрения заявления предпринимателя вынесено Решение № 577 от 31.05.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога в связи с пропуском трехлетнего срока на обращение со дня уплаты налога.

Не согласившись с отказом инспекции в возврате указанной суммы налога (акциза), Гучев *.*. обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа принять Решение о возврате налога (акциза).

Подпункт 7 пункта 1 статьи 181 НК РФ (приведенные ссылки на НК РФ здесь и далее в тексте решения в редакции, действовавшей на момент совершения экономических операций) устанавливает, что подакцизным товаром признаётся в том числе автомобильный бензин.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ гласит, что объектом налогообложения признаётся реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением подакцизных товаров, указанных в подпунктах 7 - 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ (далее - нефтепродукты).

Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров.

Согласно пунктам 1, 9 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 НК РФ).

Статья 201 НК РФ регламентирует порядок применения налоговых вычетов, так налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1 - 4 статьи 200 НК РФ, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров.

Пункты с 8-10 статьи 200 НК РФ утратили силу с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ.

В соответствии со статьёй 203 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение 3 налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

По истечении 3 налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течение 2 недель после получения указанного заявления принимает Решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это Решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение 2 недель после получения решения налогового органа. В случае, если такое Решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении 7 дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается 8-й день со дня направления такого решения налоговым органом.

Суммы, предусмотренные статьей 201 НК РФ, в отношении операций с подакцизными товарами, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198.

Возмещение производится не позднее 3 месяцев со дня представления документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает Решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять Решение о возмещении сумм, по которым не вынесено Решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

В случае, если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

В случае, если налоговым органом принято Решение о возмещении, при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает Решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это Решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.

Возврат сумм акциза осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если указанное Решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.

Инспекция не оспаривает действительное наличие переплаты у Гучева *.*. по акцизу на бензин, однако оспаривает право предпринимателя на возврат соответствующей переплаты в связи с пропуском трехлетнего срока на обращение с подобным заявлением.

Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78-79 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ – пункт 9 статьи 7), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.

Статья 78 в указанной редакции устанавливала, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое Решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В таком случае налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее 2 недель со дня подачи заявления о зачете.

Поскольку сумма переплаты присутствует на счетах налогоплательщика на день рассмотрения спора, следовательно, инспекция не обнаружила у Гучева *.*. задолженности по другим налогам, и излишне уплаченная сумма подлежала возврату предпринимателю.

Согласно пунктам 8-10 указанной статьи возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение 1 месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации (рублях).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации №173-О от 21.06.2001 норма, НК РФ, устанавливающая трехлетний период на заявление о возврате излишне уплаченного (налога) направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение 3 лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

В данном случае первое заявление о возврате излишне уплаченного акциза было подано в инспекцию 17.10.2008, то есть до истечения трехлетнего срока. Однако на заявление предпринимателем получен устный отказ инспекции, который следует считать условным, поскольку инспекция не отказывалась от возврата налога как такового, а отказывалась возвратить налог в определенное время – до проведения контрольных мероприятий и подведения их итогов.

Налоговым законодательством не установлено такой причины отказа в возврате налога как «необходимость проведения контрольных мероприятий».

В данном случае следует считать контрольными мероприятиями проверку и выявление у Гучева *.*. задолженности по другим налогам и сборам, однако по истечении 2-хнедельного срока предпринимателю не было направлено решения инспекции о зачете переплаты в счет задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Согласно части 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В таком случае именно после отказа инспекции от возврата налога у предпринимателя возникло право на обращение в суд за защитой нарушенного права в судебном порядке.

Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в 3 года.

Таким образом, предпринимателем не пропущен срок обращения с заявлением в порядке искового производства, поскольку этот трехгодичный срок истекал только 17.10.2011.

Наличие переплаты по налогам подтверждается представленным в материалы дела актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 2642 по состоянию на 01.05.2010, а также выписками из лицевого счета налогоплательщика за период с 01.01.2005 по 10.03.2011.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии со статьёй 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводу о недопустимости удержания излишне уплаченных налогов по формальной причине пропуска бесспорного 3-хлетнего срока.

При обращении в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Однако ввиду того, что государственная пошлина на данной стадии рассмотрения дела перешла в разряд судебных расходов и подлежит взысканию не в доход бюджета а является возмещением расходов предпринимателя и законодательством не предусмотрено освобождения государственных органов от возмещения понесенных в результате рассмотрения дела судебных расходов указанная сумма подлежит взысканию с инспекции согласно части 1 статьи 110 АПК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08).

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Удовлетворить требования индивидуального предпринимат Ф.И.О. гор. Терек. Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кабардино-Балкарской Республике, гор. Нарткала. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Кабардино-Балкарской Республике, гор. Нарткала, возвратить индивидуальному предпринимат Ф.И.О. гор. Терек излишне уплаченный налог - акциз на бензин за 2005 год и 1-й квартал 2006 года в сумме 618 601 (шестьсот восемнадцать тысяч шестьсот один) рубль 88 копеек. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кабардино-Балкарской Республике, гор. Нарткала в пользу индивидуального предпринимат Ф.И.О. 2 000 (две тысячи) рублей судебных расходов. Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья *.*. Добагова