Судебная практика

Решение от 2011-05-13 №А61-381/2011. По делу А61-381/2011. Республика Северная Осетия — Алания.

Решение г. Владикавказ Дело № А61-381/11 13 мая 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2011 г.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

судьи Баскаевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудзоевой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Владикавказского муниципального унитарного предприятие тепловых сетей

к ответчику – Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Пятигорск» в лице филиала по РСО-Алания

об урегулировании разногласий при заключении договора

при участии:

от истца – Григорянц *.*. по доверенности № 26 от 22.02.2011 г.

от ответчика – Никоненко *.*. по доверенности № 324-10 от 27.12.2010 г.,

Установил:

Владикавказское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей
обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала по РСО-Алания об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа № 39-3-0043/11 на 2011 год по пунктам 3.2, 3.8-3.11, абз. 1 п. 4.7, абз. 2 п. 4.8, п. 4.9., п. 4.13., абз. 3,4, п. 5.1, п. 5.2.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.

Представитель ответчика исковые требования истца не признала по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично ввиду нижеследующего.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионогаз Пятигорск» в лице филиала в Северной Осетии-Алании направило адрес Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей договор поставки газа № 39-3-0043/11 от 19.11.2010 г. на 2011 год и приложения № 1, 2, 3 к нему в 2 экземплярах.

Не согласившись с пунктами 3.2, 3.8-3.11., абз. 1 п. 4.7., абз. 2 п. 4.8., п. 4.9., п. 4.13., абз. 3, 4 п. 5.1. п. 5.2, Владикавказское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей возвратило договор с протоколом разногласий. Ответчиком спорные пункты протокола разногласий к договору удовлетворены частично. Письмом за № 1-22-01/252-СШ от 25 января 2011 года в адрес ВМУП тепловые сети выслано извещение о результатах рассмотрения протокола разногласий к договору поставки газа № 39-3-0043/11 от 19.11.2010 года. Согласно вышеуказанного извещения исключены из текста договора пункты 3.2, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, исключен в абзаце 2 пункта 4.8 после слова «паспорта с разрешающей документацией «Ростехнадзора» на газопотребляющее оборудование».

В остальной части протокол разногласий отклонен, поскольку договор поставки газа не противоречит Правилам поставки газа, утвержденным
Постановлением Правительства РФ № 162 от 5 февраля 1998 года и Правилам учета газа, зарегистрированным в Минюсте РФ от 15 ноября 1996 года № 1198.

Согласно пункту 4.7 Договора при наличии перед узлом учета ГРП (ШРП, ГРУ и т.д.), подводящего газопровода, находящегося на балансе покупателя, дополнительно к потребленному объему газа прибавляется объем потерь газа, рассчитанный согласно Правил РД 153-39-4079-01 «Методика определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа».

Запорная арматура на обводной (байпасной) линии узла учета газа должна находиться в закрытом состоянии с обязательной установкой проглушки. На запорной арматуре с проглушкой устанавливается пломба Поставщика и оформляется двухсторонний акт установленного образца, где представитель Покупателя расписывается об ответственности за сохранность установленной пломбы.

При непрерывном процессе производства допускается, вместо проглушки на байпасной линии устанавливать две запорные арматуры, средства измерения по давлению между ними, оснащенные продувочной свечой, для проверки герметичности байпасной линии.

Поставщик в целях ликвидации возможности самовольного подключения к трубопроводу без разрешения Поставщика, вправе установить на подводящем трубопроводе заглушки либо вырезать часть трубопровода. После устранения обстоятельств, явившихся основанием для отключения Покупателя, восстановление трубопровода производится за счет Покупателя.

Покупатель не имеет права без официального разрешения Поставщика подключать газоиспользующее оборудование к газораспределительной системе, в том числе и бытовые приборы, не предусмотренные проектом.

Суд считает возможным принять пункт 4.7 в редакции истца, исключив первый абзац: «Запорная арматура на обводной (байпасной) линии узла учета газа должна находиться в закрытом состоянии с обязательной установкой проглушки. На запорной арматуре с проглушкой устанавливается пломба Поставщика и оформляется двухсторонний акт установленного образца, где представитель Покупателя расписывается об ответственности за сохранность
установленной пломбы.

При непрерывном процессе производства допускается, вместо проглушки на байпасной линии устанавливать две запорные арматуры, средства измерения по давлению между ними, оснащенные продувочной свечой, для проверки герметичности байпасной линии.

Поставщик в целях ликвидации возможности самовольного подключения к трубопроводу без разрешения Поставщика, вправе установить на подводящем трубопроводе заглушки либо вырезать часть трубопровода. После устранения обстоятельств, явившихся основанием для отключения Покупателя, восстановление трубопровода производится за счет Покупателя.

Покупатель не имеет права без официального разрешения Поставщика подключать газоиспользующее оборудование к газораспределительной системе, в том числе и бытовые приборы, не предусмотренные проектом.

Согласно пункту 23 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 162, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. По смыслу указанной нормы учет газа по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности возможен при отсутствии или неисправности контрольно-измерительных приборов принимающей газ стороны.

Согласно п. 4.9 договора качество поставляемого газа должно соответствовать ГОСТ 5542-87 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения» во взаимосвязи с:

ГОСТ 31369-2008 (ИСО 697661995) Газ природный. Вычисление теплоты сгорания, плотности, относительной плотности и числа Воббе на основе компонентного состава;

ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) Газ природный. Руководство по отбору проб.

Комплексом стандартом ГОСТ 31371.1-2008 (ИСО 6974.1:2000) и ГОСТ 31371.6-2008 (ИСО 6974.6.2002) и ГОСТ 31371.7.2008 «Газ природный. Определение состава методом газовой хромотографии с оценкой неопределенности».

Химический
анализ газа осуществляется в аккредитованных или аттестованных территориальными органами Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии лабораториях Трансгаза. По результатам анализа Трансгазом один раз в месяц оформляется паспорт качества газа.

Одирование газа производит Трансгаз, контроль интенсивности запаха газа осуществляет ГРО.

Истец просит дополнить указанный пункт договора: Отбор проб газа производится совместно представителями Трансгаза и ВМУП ТС с определенного места и в определенное время. Ежемесячно по результатам совместно проведенных независимых анализов состава газа, в лабораториях Трансгаза и ВМУП ТС определяется средневзвешенная объемная теплота сгорания газа. Полученное значение средневзвешенной объемной теплоты сгорания газа, после согласования, участвует в расчетах согласно п.5.2 настоящего договора.

Согласно Технических условий «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения» ГОСТ 5542-87 пунктом 2.2 предусмотрено - место отбора проб, периодичность и пункты контроля качества газа на соответствие требованиям настоящего стандарта устанавливают по согласованию с потребителем.

Суд считает возможным на основании вышеизложенного дополнить п. 4.9 договора в редакции истца.

Пунктом 4.13 договора в редакции ответчика предусмотрено «При наличии у Покупателя двух и более мест передачи газа/точек подключения, указанных в п. 2.2. настоящего договора, на основании месячных актов поданного принятого газа по каждому месту передачи газа/точки подключения Покупателя, составляется Сводный акт поданного - принятого газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного Покупателем (Приложение № 2).

Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в Сводном акте поданного - принятого газа, приводится справочно и в расчетах не используется. К Сводному акту поданного - принятого стороны оформляют приложение по согласованной форме, в котором отражают ежесуточные сведения о количестве поданного - принятого газа (Приложение № 3)».

Указанный пункт договора не может быть изменен
(исключен), т.к. пунктом 2 статьи 408 Гражданского кодекса РФ установлено, что кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части. В данной ситуации исполнение обязательства поставщика заключается в выдаче покупателю газа. Таким образом, требование поставщика о выдаче ему подтверждающего документа, как о полном, так и частичном исполнении основании на нормах действующего законодательства.

Согласно пункта 5.1 договора «цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, установленных в порядке, определяемом Правительством РФ.

В случае принятия Правительством РФ нормативного акта, предусматривающего продажу газа, добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, по нерегулируемым (свободным) ценам, поставка газа будет осуществляться по ценам, определяемым по соглашению сторон в следующем порядке.

Поставщик направляет Покупателю дополнительное соглашение (с уведомлением о вручении) с предложением по уровню договорных(свободных) цен. В случае, если в течение 5 рабочих дней предложения от покупателя не поступили,цены на газ считаются согласованными и принимаются для расчетов за газ».

Согласно статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами ил соглашением сторон.

Пунктом 12,13 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 г. № 162 (далее Правила) предусмотрено, что поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре
поставки газа равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

Среднесуточная норма поставки газа - это объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца (пункт 3 Правил).

Таким образом, из пункта 5.1 следует исключить третий и четвертый абзацы.

Пункт 5.2. договора поставки газа № 39-3-0043/11 предусмотрено:

Регулируемые оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7 990 ккал/куб. м. (33080 кДж/куб. м.). При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ОТС) от расчетной, Поставщик ежемесячно производит перерасчет цен на газ по формуле:

Цфакт = Ц х Qp nфакт,

________________________

7 900 ккал/м3 (33080 кДж/м3), где:

Ц – регулируемая оптовая цена на газ;

Qp nфакт – фактическая объемная теплота сгорания в ккал/м3 (кДж/м3);

Цфакт – регулируемая оптовая цена на газ после перерасчета.

Истец просит в протоколе разногласий включить в абзац третий после слова «указанная» добавить «в совместно составленных Поставщиком и Покупателем паспортах качества».

Учитывая специфику поставляемого товара (газа, энергоносителя), правоотношения сторон регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», а также Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 162.

Оценивая разногласия по п.5.2. договора о совместном составлении поставщиком и покупателем паспорта качества, суд посчитал, что действующими нормативными актами не предусматривается совместное составление паспортов качества.

Пункт 5.2 договора
следует принять в редакции ответчика.

Истцом при подаче искового заявления уплачена госпошлина в размере 8 590 рублей, тогда как согласно пункту 2 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, оплачивается в размере 4 000 рублей.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей удовлетворить частично.

Исключить из Договора № 39-3-0043/10 на 2011 год пункты 3.2, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, абз. 1 пункта 4.7, из абз. 2 пункта 4.8 следующие слова: «паспорта с разрешающей документацией «Ростехнадзора» на газопотребляющее оборудование».

Пункт 4.9 в редакции истца дополнить словами: «Отбор проб газа производится совместно представителями Трансгаза и ВМУП ТС с определенного места и в определенное время. Ежемесячно по результатам совместно проведенных независимых анализов состава газа, в лабораториях Трансгаза и ВМУП ТС, определяется средневзвешенная объемная теплота сгорания газа. Полученное значение средневзвешенной объемной теплоты сгорания газа, после согласования, участвует в расчетах согласно п.5.2 настоящего договора.

Пункт 4.13 в редакции ответчика продолжить «При наличии у Покупателя двух и более мест передачи газа/точек подключения, указанных в п. 2.2. настоящего договора, на основании месячных актов поданного принятого газа по каждому месту передачи газа/точки подключения Покупателя, составляется Сводный акт поданного - принятого газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного Покупателем (Приложение № 2).

Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в Сводном акте поданного
- принятого газа, приводится справочно и в расчетах не используется. К Сводному акту поданного - принятого стороны оформляют приложение по согласованной форме, в котором отражают ежесуточные сведения о количестве поданного - принятого газа (Приложение № 3)».

Абзац 3.4 п. 5.1 – исключить.

Пункт 5.2 изложить в редакции ответчика «Регулируемые оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7 990 ккал/куб. м. (33080 кДж/куб. м.). При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ОТС) от расчетной, Поставщик ежемесячно производит перерасчет цен на газ по формуле:

Цфакт = Ц х Qp nфакт,

________________________

7 900 ккал/м3 (33080 кДж/м3), где:

Ц – регулируемая оптовая цена на газ;

Qp nфакт – фактическая объемная теплота сгорания в ккал/м3 (кДж/м3);

Цфакт – регулируемая оптовая цена на газ после перерасчета.

Выдать Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной госпошлины в сумме 4 590 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала по РСО-Алания в пользу Владикавказского муниципального унитарного предприятие тепловых сетей расходы по госпошлине 4 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд и в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судья *.*. Баскаева