Судебная практика

По иску Князева А.Н о признании права собственности на автомобиль. Решение от 24 мая 2010 года № . Омская область.

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующей судьи Вяткиной Г.С.

при секретаре Споденейко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

24 мая 2010 года

гражданское дело по иску Князев А.Н к ОАО «Кормиловский комбинат хлебопродуктов» и ОГИБДД по Кормиловскому району о признании права собственности на автомобиль марки <данные изъяты>, о признании ДД.ММ.ГГГГ года выпуска за двигателем автомобиля <данные изъяты>, обязании РЭО ГИБДД Кормимиловского района Омской области указать в паспорте транспортного средства №, выданном ДД.ММ.ГГГГ г. РЭО ГИБДД Центрального округа возможность многократного снятия с учета и постановки на учет транспортного средства, а также обязании РЭО ГИБДД Кормиловского района Омской области поставить на учет автомобиль <данные изъяты> и установить его Князева А.И.в качестве собственника указанного автомобиля,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ОАО «Кормиловский комбинат хлебопродуктов» и ОГИБДД по Кормиловскому району о признании права собственности на автомобиль марки <данные изъяты>, о признании ДД.ММ.ГГГГ года выпуска за двигателем автомобиля <данные изъяты>, обязании РЭО ГИБДД Кормимиловского района Омской области указать в паспорте транспортного средства №, выданном ДД.ММ.ГГГГ г. РЭО ГИБДД Центрального округа возможность многократного снятия с учета и постановки на учет транспортного средства, а также обязании РЭО ГИБДД Кормиловского района Омской области поставить на учет автомобиль <данные изъяты> и установить его Князева А.И. в качестве собственника указанного автомобиля.

В судебном заседании истец Князев А.Н. исковые требования уточнил и просил суд признать за ним Князевым А.И. право собственности на автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ модель, № двигателя №, шасси (рама) №, кузов (кабина, прицеп) №, с годом выпуска блока цилиндров ДД.ММ.ГГГГ, а также просил обязать РЭО ГИБДД снять с учета автомобиль марки <данные изъяты>, №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ модель, № двигателя №, шасси (рама) № №, кузов (кабина, прицеп) № №, с годом выпуска блока цилиндров ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснил, что он ДД.ММ.ГГГГ года по договору купли-продажи приобрел у ОАО «Кормиловский комбинат хлебопродуктов» следующее транспортное средство: автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, модель, № двигателя №, шасси (рама) №, кузов (кабина, прицеп) №. В ноябре 2009 года при обращении в РЭО ГИБДД Кормиловского района Омской области ему было отказано в снятии указанного транспортного средства с учета, так как сотрудниками ГИБДД было обнаружено, что год выпуска, указанный в развале двигателя (№) не совпадает с годом выпуска, указанным на шильдике, а также в документах транспортного средства – № г., поэтому не представляется возможным определить истинный год выпуска транспортного средства. Невозможность снятия с учета и дальнейшей постановки транспортного средства на учет в ОГИБДД лишает его возможности пользоваться и распоряжаться указанным транспортным средством, поскольку владельцем данного транспортного средства числится ОАО «Кормиловский КХП». В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежавшего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом. Государственная регистрация сделок купли-продажи автотранспортных средств гражданским законодательством не предусмотрена (ст.ст.131,164). Следовательно при отчуждении транспортных средств (которые по закону не относятся к недвижимому имуществу) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Отсутствие факта регистрации транспортных средств за приобретателями не означает отсутствие у них права собственности на данные средства. Кроме того в соответствии с ГОСТом Р 51980-2002 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 15.12.2002 г. № 469-СТ) о маркировке транспортных средств VIN – идентификационный код транспортного средства – структурная комбинация знаков, присваиваемая транспортному средству для целей его идентификации. Код VIN состоит из трех разделов: международного идентификационного кода изготовителя (код WMI), описательной части (VDC), указательная часть (VIC). Указательная часть состоит из комбинации знаков, присваиваемых для того, чтобы отличить одно транспортное средство от другого. Этот раздел кода VIN совместно с VDC. Среди прочей информации, VDC содержит год выпуска транспортного средства, который в соответствии с приложением «А» ГОСТа Р 51980-2002, является десятым знаком кода VIN и расшифровывается в соответствии с приложением «Б». В соответствии с приложением «Б» ГОСТа Р51980-2002 символ «V» обозначается ДД.ММ.ГГГГ год выпуска, что совпадает с данными, указанными на шильдике, а также в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о регистрации данного транспортного средства.

Представитель ОГИБДД по Кормиловскому району по доверенности Берковский А.Н. исковые требования Князева А.Н. признал полностью, суду пояснил, что истцу было отказано в снятии с регистрационного учета транспортного средства, так как год выпуска транспортного средства в документах - ДД.ММ.ГГГГ, а в развале двигателя – ДД.ММ.ГГГГ Возникли сомнения в маркировке номера двигателя. Такие случаи бывали, когда двигатель выпущен в одном году, а сборка всего автомобиля производится через несколько лет и соответственно в документах указывается год выпуска автомобиля. В результате проведенного исследования было установлено, что признаков изменения идентификационной маркировки кузова, рамы и двигателей не обнаружено

Представитель ответчика ОАО «Кормиловский комбинат хлебопродуктов» Мордвинов А.О., будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, обратился в суд с телефонограммой, в которой просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования Князева А.Н. признал в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права

владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что в соответствии с договором купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, актом приема-передачи и квитанциями об оплате стоимости автомобиля, Князев А.Н. приобрел у ОАО «Кормиловский комбинат хлебопродуктов» в собственность автомобиль марки <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, модель, № двигателя №, шасси (рама) № №, кузов (кабина, прицеп) № № цвет серый и ответчиками не оспаривается.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Подпунктом “з“ пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 (в редакции Указа от 2 июля 2002 года N 679), предусмотрено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Из содержания этих правовых норм следует, что приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации (пункт 3 статьи 15 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“). В частности, таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

ОГИБДД Кормиловского района Омской области в регистрации указанного транспортного средства отказало, так как запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки, а в данном случае год выпуска, указанный в развале двигателя (№) не совпадает с годом выпуска, указанным на шильдике, а также в документах транспортного средства – № г.

Однако в соответствии со справкой об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ г., в результате исследования представленного АТС: марка и модель – <данные изъяты>, гос.рег.знак №, владелец ОАО «Кормиловский КХП» при внешнем, визуальном осмотре транспортного средства признаков изменения идентификационной маркировки кузова, рамы и двигателя не обнаружено. Маркировка номера двигателя: №, год выпуска блока цилиндров: ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Князева А.Н.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось Решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, в связи с удовлетворением требований с ответчика ОАО «Кормиловский комбинат хлебопродуктов» в пользу и Ф.И.О. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ, суд

Решил:

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.

Судья: Г.С. Вяткина