Судебная практика

По иску прокурора района о признании действий по не проведению аттестации рабочих мест противоречащих ТК РФ. Решение от 03 августа 2010 года № 2-445/2010. Омская область.

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ушакова А.В.,

при секретаре Кирпичевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Кормиловский молочный завод» о признании бездействия по не проведению квотирования рабочих мест для инвалидов незаконным, и обязании устранить нарушения,

Установил:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в Кормиловский районный суд Омской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Кормиловский молочный завод», в котором просил признать бездействие ООО «Кормиловский молочный завод» по не проведению квотирования рабочих мест для инвалидов незаконным, обязать ООО «Кормиловский молочный завод» провести квотирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с действующим законодательством, взыскать с ответчика государственную пошлину.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства в деятельности ООО «Кормиловский молочный завод». В ходе проверки были выявлены следующие нарушения. Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек.

Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается Правительством Омской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек, установлена квота для приема инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

ООО «Кормиловский молочный завод» имеет среднесписочную численность работников более 100 человек, однако квотирование рабочих мест для инвалидов в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства до настоящего времени им не проведено.

В судебном заседании прокурор Тарасенко Т.С. заявленные требования поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду дополнила, что необходимость квотирования рабочих мест для инвалидов непосредственно закреплена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и данная обязанность со стороны ответчика должна исполняться.

Представитель по доверенности ответчика ООО «Кормиловский молочный завод» Мельникова Е.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что провести квотирование рабочих мест для инвалидов не представляется возможным из-за вредных условий производства на предприятии, использующем в своей деятельности аммиак. Общая численность работников предприятия составляет 169,75 человек. Из них, численность принятых на постоянной основе, составляет около 100 человек. Остальные работники относятся к категории выполняющих трудовые функции временно. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о невозможности проведения предприятием квотирования рабочих мест для инвалидов.

Представитель третьего лица Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд в назначенное время не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, кроме прочего, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда установления в организациях независимо от организационно- правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу требований ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек.

Согласно п.1 Постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» установить для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством: квоту для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Таким образом, законодательством закреплено требование об установлении в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Уставом Общества с ограниченной ответственностью «Кормиловский молочный завод» закреплено, что общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке.

Согласно свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 55 № 001218867 от 07.10.2003 г. юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Кормиловский молочный завод» поставлено на учет в Межрайонной инспекции № 8 МНС России по Омской области (Кормиловский район) 07.10.2003 г.

Согласно информации, предоставленной генеральным директором ООО «Кормиловский молочный завод» Белимовым С.В. общая численность работников предприятия составляет 169, 75 человек, включая работников, находящихся в декретном отпуске (11 человек), и лиц выполняющих трудовые функции временно.

В судебном заседании установлено, что ООО «Кормиловский молочный завод» квотирование рабочих мест для инвалидов не проведено.

Данный факт не оспаривался в судебном заседании ответчиком, одновременно суду не было предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие ООО «Кормиловский молочный завод» по не проведению квотирования рабочих мест для инвалидов является незаконным, а потому требования прокурора Кормиловского района подлежащими удовлетворению.

С учетом установленных выше судом обстоятельств, суд признает доводы ответчика, изложенные в судебном заседании и свидетельствующих в свою очередь о причинах невозможности проведения квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятии, несостоятельными.

Поскольку прокурор Кормиловского района обращался с исковым заявлением в суд в порядке требований ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, то взысканию в местный бюджет с ответчика в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит уплата государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие ООО «Кормиловский молочный завод» по не проведению квотирования рабочих мест для инвалидов незаконным.

Обязать ООО «Кормиловский молочный завод» провести квотирование рабочих мест для инвалидов в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с ООО «Кормиловский молочный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение 10 дней.

Судья: А.В. Ушаков