Судебная практика

Решение от 01 ноября 2010 года № 2-6192/2010. Решение от 01 ноября 2010 года № 2-6192/2010. Омская область.

Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бажиной Т.В. при секретаре Воробьевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному общеобразовательному учреждению «СОШ № 37» о признании незаконным бездействия,

Установил:

Истец обратился в суд к ответчикам с вышеназванными исковыми требованиями. В обоснование иска указывает на то, что проведенной прокуратурой ЦАО г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в МОУ «СОШ № 37» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно актов проверок ОГПН ЦАО г. Омска № 300 от 02.09.2008 г., № 1375 от 14.09.2009 г. следует, что в данном образовательном учреждении выявлено такое нарушение пожарной безопасности, как несанкционированное перекрытие проезда, предназначенного для проезда пожарной техники (п. 23 ППБ 01-03). Таким образом, не выполнение указанного нарушения пожарной безопасности прослеживается на протяжение 3-х лет, т.е. с 2008 по 2010 годы, однако по состоянию на 01.09.2010 года образовательным учреждением не устранено. Исходя из требований закона, в образовательном учреждении должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности. Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 37» при наличии указанных нарушений требований пожарной безопасности, нарушает право на безопасные условия обучения. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, Муниципальному общеобразовательному учреждению «СОШ № 37» по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения. Обязать Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска, Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 37» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании истец - помощник прокурора ЦАО г. Омска Арапова Е.А. - поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в лице директора МОУ «СОШ № 37» Корчагина Т.П. (согласно приказу № 444-К от 04.07.2006 г.) с исковыми требованиями не согласилась, указав, что территорию школы пересекают большие улицы, через территорию школы проходит большой поток пешеходов с утра и до вечера. Соблюдая меры антитеррористической защищенности, внутри старого ограждения периметра школы выставлено новое ограждение вдоль ул. Валиханова. Колодец для пожарной машины находится у крыльца школы. Подъезд к данном месту осуществляется через шлагбаум со стороны ул. Съездовская. Считает, что нельзя убирать перекрытие проезда. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель Департамента образования администрации г. Омска Бутько Ю.А. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержав доводы представителя МОУ «СОШ № 37». Кроме того, указала, что открытие проезда до апреля 2011 года невозможно по материальным причинам, на это не выделено денежных средств в бюджете г. Омска. Считает, что открытие проезда приведет к риску для учащихся.

Представитель третьего лица ГПН ЦАО г. Омска Нечаева Ю.И. доводы искового заявления поддержала, указав, что несанкционированное перекрытие проезда, предназначенного для проезда пожарной техники, происходит с 2008 г. В 2011 г. будет ровно три года с того момента, как руководству МОУ «СОШ № 37» предлагается устранить все противопожарные нарушения. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно актов проверок ОГПН ЦАО г. Омска № 300 от 02.09.2008 г., № 1375 от 14.09.2009 г. (л.д. ), в МОУ «СОШ №37» выявлено следующее нарушение пожарной безопасности: несанкционированное перекрытие проезда, предназначенного для проезда пожарной техники (п. 23 ППБ 01-03).

В ст. 51 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Статьей 32 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. 24.04.2008) «Об образовании», подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.

Анализируя изложенные нормы, суд считает, что в образовательном учреждении - в МОУ «СОШ № 37» - должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников.

На создание безопасных условий обучения и содержания направлены положения законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Согласно п. 1.7 Устава муниципального образовательного учреждения «СОШ № 37» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета и иные счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.

Муниципальноеобразовательноеучреждение«СОШ № 37» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серия № от 28.02.2008. Данная лицензия действительна до 28.02.2013 (л.д. ).

Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице Департамента образования Администрации города Омска.

Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «СОШ № 37» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств (л.д. ).

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.

Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 37», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании МОУ, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства РФ.

На основании изложенного, суд находит основания для удовлетворения исковых требований, отмечая при этом, что выявленное правонарушение длится с 2008г. Вместе с тем, поскольку срок устранения данного правонарушения установлен контролирующим органом - апрель 2011г., то суд судебным актом не вправе сокращать указанный срок.

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в равных долях в доход бюджета г. Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 66,66рублей с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, Муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ № 37» по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующее созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.

Обязать Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска, Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 37» устранить нарушение требований пожарной безопасности в части освобождения проезда, предназначенного для проезда пожарной техники в срок до 04.04.2011 г. включительно.

Взыскать в равных долях с Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 66,66 рублей/шестьдесят шесть рублей 66 коп./ с каждого.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение десяти дней.

Судья/подпись/

Копия верна

Судья

Секретарь