Судебная практика

О восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии. Решение от 13 июля 2010 года №. Амурская область.

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой *.*.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО0 о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента,

Установил:

ФИО2 обратился в суд с данным иском к ФИО0, в обоснование указав, что с *** года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании закона от *** г. *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…, и их семей», регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. В соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от *** года *** назначенная пенсия ФИО0 исчислялась истцу с
учетом районного коэффициента 1,3. Постановлением Верховного Совета РФ *** от *** г. введен в действие Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,... и их семей» от *** года ***. На основании данного Закона ФИО0 пенсия ему была переназначена с *** года пожизненно. В соответствии со ст. 48 указанного Закона размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. Данный коэффициент учитывался при расчете пенсии до *** года. С *** года ФИО0 без извещения и разъяснения причины и в нарушение ст. 49 Закона *** от *** года, по мнению истца, произвел пересмотр пенсии истца, а именно снизил установленный ранее районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный коэффициент 1,2 ответчиком применяется до настоящего времени. О снижении районного коэффициента с 1,3 до 1,2 ему стало известно из копий распечаток о размере пенсии, полученных из ФИО0. В досудебном порядке он обратился в ФИО0 с просьбой восстановить районный коэффициент до 1,3 и выплатить сумму образовавшейся задолженности. Получил отказ с мотивировкой - «районный коэффициент в размере 1,3 назначен ошибочно и приведен в соответствие с действующим законодательством». Таким образом, ФИО0, нарушено его право на пожизненное получение пенсии, ранее установленной и исчисленной с применением коэффициента 1,3. Истец считает, что восстановление нарушенного в отношении него права, возможно, как на основании норм действующего законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений, так и на основе норм Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, а также с учетом судебной практики Европейского Суда по правам человека. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом
районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** года по *** года в размере 78 128 рублей 28 копеек.

Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, из письменного ходатайства истца следует, что она просит рассмотреть дело в её отсутствие, представитель ответчика о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, в силу ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд Определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Из возражения на исковое заявление, поступившего от представителя ответчика, следует, что ответчик иск не признал, в обоснование своей позиции указал, что истец не проходил службу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, поэтому оснований для назначения ему пенсии с районным коэффициентом 1,3, установленным Постановлением Совета Министров СССР, Президиума ВЦСПС от *** г. ***, не имелось. На момент назначения пенсия истца подлежала исчислению с применением районного коэффициента 1,2, установленного Постановлением Совета Министров ССР и Президиума ВЦСПС от *** г. ***. В период, указанный истцом, его пенсия исчислялась в соответствии с действующим законодательством, так как при расчете пенсии применяемый районный коэффициент был уменьшен с 1,3 до 1,2, приведен в соответствие с действующим законодательством. При назначении пенсии районный коэффициент 1,3 был применен ошибочно. Выплата истцу пенсии с применением районного коэффициента 1,2 с *** г. соответствует действующему законодательству и не является нарушением социальных гарантий истца. Просили в иске истцу отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно дубликату удостоверения серии *** от *** года
ФИО2 является военным пенсионером, ему назначена пенсия с *** года.

Как видно из дела, и не оспаривается ответчиком, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчете пенсии до *** года. В период с *** года по *** года при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2. Служба истца до увольнения на пенсию проходила в районах Амурской области, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что истцом не оспаривалось в судебном заседании.

Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил
службу, установлен Постановлением Совета Министров СССР от *** г. *** « О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, в которых проходил военную службу истец.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

Также суд не принимает ссылки истца на приказ Министра обороны РФ *** от *** г., поскольку данным приказом
не устанавливается порядок определения размера пенсии военнослужащих. Приказ *** издан во исполнение постановления Правительства РФ *** от *** г. «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», которым Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районный коэффициент к заработной плате гражданского персонала (то есть лиц, не получающих денежное довольствие) в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий (ч. 4 п. 1 постановления).

Практика исполнения приказа МО от *** г. *** в части применения на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей, а также к исчислению денежного довольствия военнослужащих, на что ссылается истец, не свидетельствует о том, что этот же районный коэффициент в отсутствие соответствующего федерального законодательства подлежал применению при исчислении пенсий военнослужащих.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** г. *** “О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера“ Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято Постановление *** от *** г. «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих»,
согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно Закону от *** г. *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** г. (***).

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно статье 17 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от *** года *** “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации“ разъяснил, что права и свободы человека
и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).

В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от *** г. *** “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней“). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст. 1 Протокола *** к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что “требование“ - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола *** к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать
какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.

В соответствии со ст. 52 Закона *** от *** г. заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.

При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Согласно ст. 49 Закона *** от *** г. в редакции, действующей по состоянию на *** г. (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях:

при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также Постановление Правительства Российской Федерации от *** г. *** « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или
по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“ не предусматривали.

Также действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.

Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.

Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.

В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений Закона от *** г. *** пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.

В силу ч. 2 ст. 58 этого же Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Из помесячных расчетов, представленных истцом и ответчиком, которые суд считает правильными, поскольку они подтверждаются представленными расчетными листами, имеющимися в материалах дела и представленных в суд, разница в пенсии, исчисленной с районным коэффициентом 1,3 и с районным коэффициентом 1,2 за период, указанный истцом, составила согласно расчетам истца 78 128 рублей 28 копеек, согласно расчетам ответчика 77 553 рубля 49 копеек. Проверяя представленные сторонами расчеты, суд приходит к выводу, что общая сумма недоплаты пенсии в расчете истца и ответчика содержит арифметическую ошибку, судом самостоятельно произведен расчет общей суммы разницы пенсии и составляет 78 128 рублей 34 копейки.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает Решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком нарушено право истца на получение пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента 1,3. Требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность по исчислению пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3.

Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная пенсия в сумме 78 128 рублей 28 копеек, заявленная ко взысканию истцом.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Восстановить право ФИО2 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ФИО0 производить исчисление пенсии ФИО2 с применением районного коэффициента в размере 1,3.

Взыскать с ФИО0 в пользу ФИО2 недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года в размере 78 128 (семидесяти восьми тысяч ста двадцати восьми) рублей 28 копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме, то есть *** года.

Председательствующий: *.*. Фирсова