Судебная практика

О признании незаконным действия СКЖД. Решение от 31 января 2011 года. Ростовская область.

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего Кривенковой *.*.,

при секретаре Семашко *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского транспортного прокурора в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к СКЖД - филиал ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия о обязании совершить действия по устранению нарушений норм законодательства, регламентирующего требования безопасности движения железнодорожного транспорта, пешеходов при эксплуатации искусственных сооружений,

Установил:

В Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону поступило исковое заявление Сальского транспортного прокурора в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к СКЖД - филиал ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия о обязании совершить действия по устранению нарушений норм законодательства, регламентирующего
требования безопасности движения железнодорожного транспорта, пешеходов при эксплуатации искусственных сооружений.

В обоснование заявленных требований указано, что Сальской транспортной прокуратурой с 16.06.2010 по 17.06.2010 совместно с начальником дорожной мостоиспытательной станции СКжд Украинским *.*., инженером дорожной мостоиспытательной станции СКжд Слепченко *.*., мостовым мастером Сальской дистанции пути Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - ПЧ-26) проведена проверка законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, пешеходов при эксплуатации искусственных сооружений, пересекающих линейные объекты железнодорожного транспорта в зоне обслуживания ПЧ-26, в ходе которой выявлено нарушение закона.

Так, на обследованном в ходе проверки железобетонном пешеходном мосту через главные и станционные пути ст. Зерноград на 61 км. ПК 7 линии Батайск-Сальск (расчетная схема - 15,0+2x24,0+12,0 м) полностью отсутствует освещение прохожей части пешеходного моста, что создает угрозу эксплуатации указанного моста пешеходами.

Указанный выше пешеходный мост пересекает главные и станционные пути станции Зерноград, следовательно, находится в зоне повышенной опасности.

Выявленное нарушение носит длящийся характер и создает потенциальную угрозу интересам общества и государства в сфере безопасности функционирования транспортного комплекса, следовательно, иск прокурора фактически предъявлен в интересах государства, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Сальского транспортного прокурора ФИО4 требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Шаблий *.*. исковые требования не признала, предоставила суду отзыв, пояснив, что по факту нарушений проведено совещание. По итогам разбора разработаны и утверждены мероприятия по устранению выявленных нарушений, назначены ответственные лица и исполнители, сроки исполнения, для чего необходимы дополнительные финансовые затраты. Реальное устранение нарушений возможно только во 2-м квартале 2011 года. Считает, что бездействие в непринятии мер по
устранению нарушений норм законодательства, регламентирующего требования безопасности движения ж/д транспорта, пешеходов при эксплуатации искусственных сооружений, отсутствует, меры принимаются, однако недостатки в настоящее время устранить не представляется возможным из-за отсутствия финансирования.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» от 10.01.03 № 17-ФЗ деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется, в том числе, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17 (ред. от 28.04.2009) «О железнодорожном транспорте РФ» (далее - ФЗ № 17 от 10.01.2003), железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с п. 3.11 Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной приказом МПС РФ от 28.12.1998 № ЦП-628 (далее -Инструкция), все охраняемые мосты, неохраняемые мосты по перечню, утвержденному руководством железных дорог, пешеходные мосты и тоннели должны быть освещены. Освещение указанных сооружений (кроме охраняемых мостов) должно отвечать требованиям Отраслевого стандарта ОСТ
32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта». На охраняемых мостах освещение устраивается в соответствии с проектами.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой, объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

В судебном заседании факт выявленных недостатков подтвержден участниками процесса, а также приобщенным к материалам дела актом (л.д.11-13).

В связи с тем, что выявленные нарушения носят длящийся характер и создают потенциальную угрозу интересам общества и государства в сфере безопасности функционирования транспортного комплекса иск прокурора фактически предъявлен в интересах государства, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседание нашел свое подтверждение факт нарушения прав неопределенного круга лиц, для пользования которых данный мост доступен, в связи с чем существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Решил:

Признать незаконным бездействие Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства, регламентирующего требования о безопасности движения железнодорожного транспорта, пешеходов при эксплуатации искусственного сооружения - железобетонного пешеходного моста через главные и станционные пути ст. Зерноград на 61 км. ПК 7 линии Батайск-Сальск (расчетная схема - 15,0+2x24,0+12,0 м).

Обязать СКЖД - филиал ОАО «РЖД» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства, регламентирующего требования к безопасности пешеходов при эксплуатации искусственных сооружений, путем оборудования железобетонного пешеходного моста через главные и станционные пути
ст. Зерноград на 61 км. ПК 7 линии Батайск-Сальск (расчетная схема - 15,0+2x24,0+12,0 м) системой освещения, отвечающей требованиям Отраслевого стандарта ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта».

Обязать ответчика устранить указанные выше нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кривенкова *.*.