Судебная практика

Решение от 09 января 2011 года № 2-8099/10. Решение от 09 января 2011 года № 2-8099/10. Республика Татарстан.

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи *.*. Абдуллаева,

с участием представителей истца *.*. Ахметшина *.*. Ахметшина и *.*. Хусаиновой,

представителя ответчика Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани *.*. Шарафутдинова,

при секретаре судебного заседания *.*. Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметшина *.*. к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани о признании отказа незаконным,

Установил:

*.*. Ахметшин обратился в суд с иском к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях и в принятии на учёт, отмене пункта 3.5 распоряжения Главы Администрации «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно Федеральному закону от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 9.06.2010г. №638р, возложении на ответчика обязанности поставить истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование требований указано, что истцу было отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением жилищных условий по причине регистрации в занимаемой им квартире сына и племянницы. Однако данная квартира принадлежит на праве собственности сыну истца.

При рассмотрении дела представители истца иск поддержали по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика иск не признал по причине намеренного ухудшения истцом жилищных условий.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.



В соответствии со ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Согласно ст.23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.06.2006г. №275 установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Законом производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Постановлением также утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.

Согласно пункту 4 указанного Положения предоставление субсидий на приобретение жилья производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.



Согласно части 3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с Положением об Администрации (ответчике по делу), утверждённым Решением представительного органа муниципального образования г.Казани от 24.12.2005г. №11-5, к компетенции Администрации отнесено принятие на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета, формирование учетных дел граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма на территории Советского района муниципального образования г.Казани.

Установлено, что *.*. Ахметшин является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением пенсионного отдела по Советскому району отделения ПФ РФ от <дата изъята>., справкой об инвалидности от <дата изъята>.

Пунктом 3.5 распоряжения Главы Администрации «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно Федеральному закону от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 9.06.2010г. №638р *.*. Ахметшину отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях и в принятии на учёт в связи с тем, что не истёк срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ, так как в квартире <адрес изъят>, в которой проживает истец, 17.02.2010г. были зарегистрированы сын истца *.*. Ахметшин и племянница *.*. Хуснеева, после чего обеспеченность общей площадью на одного человека уменьшилась до 9,27кв.м.

Действительно, с 20.12.1995г. *.*. Ахметшин проживает и зарегистрирован по месту жительству по адресу: <адрес изъят>. Иного жилья у истца в пользование нет.

На основании договора пожизненного содержания с иждивением от 9.07.1997г. истец передал данную квартиру сыну *.*. Ахметшину в собственность, а *.*. Ахметшин принял на себя обязательство пожизненно полностью содержать *.*. Ахметшина, обеспечивая питанием, одеждой, уходом и необходимой помощью, сохранив за ним право бесплатного пожизненного пользования указанной квартирой, а также в случае его смерти - оплатить все затраты, связанные с погребением.

Договор был удостоверен нотариусом 9.07.1997г., право собственности *.*. Ахметшина на квартиру зарегистрировано в БТИ Советского района г.Казани 5.08.1997г.

Данная квартира состоит из одной комнаты, общая площадь квартиры составляет 27,8кв.м., в том числе жилая - 12,4кв.м.

С 17.02.2010г. в квартире <адрес изъят> проживает и зарегистрирован по месту жительства собственник *.*. Ахметшин. Кроме того, *.*. Ахметшин вселил в квартиру и зарегистрировал по месту жительства племянницу *.*. Хуснееву.

После этого уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения *.*. Ахметшина составил 9,27кв.м. (27,8кв.м./ 3 человека).

Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 12.07.2006г. №1401 установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12кв.м общей площади жилого помещения.

Таким образом, *.*. Ахметшин является нуждающимся жилом помещение.

Вселение *.*. Ахметшина и *.*. Хуснеевой в занимаемую истцом квартиру и их регистрация по месту жительства в ней не является умышленным ухудшением *.*. Ахметшиным жилищных условий, поскольку данные действия были произведены не истцом, не по его инициативе и без его согласия.

В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

С учётом данных положений закона *.*. Ахметшин как единственный собственник квартиры, в которой проживает истец, по своей инициативе и без согласия *.*. Ахметшина вселился в квартиру, а также вселил в неё *.*. Хуснееву, что подтверждается заявлениями о регистрации *.*. Ахметшина и *.*. Хуснеевоой по месту жительства, представленными Управлением ФМС по Республике Татарстан в Советском районе г.Казани. Согласно заявлениям *.*. Хуснеевой квартира была предоставлена не *.*. Ахметшиным, а *.*. Ахметшиным.

Следовательно, непосредственно *.*. Ахметшин не совершал каких-либо действий, в результате которых он стал нуждающимся в жилом помещении, а отказ Администрации в принятии истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному ст.53 ЖК РФ, является неправомерным.

Не имеет правовое значение для дела наличие у *.*. Ахметшина в долевой собственности пятикомнатной квартиры в <адрес изъят>, где на его долю приходится 38,65кв.м. общей площади жилья. *.*. Ахметшин право на это жилое помещение не имеет, наличие в собственности *.*. Ахметшина квартиры не подлежит учёту при определении уровня обеспеченности жильём истца.

Кроме того, в квартире по адресу: <адрес изъят> *.*. Ахметшин проживает не как член семьи *.*. Ахметшина, а на основании договора пожизненного содержания с иждивением, который был заключён более 13 лет назад.

Также необходимо учитывать, что *.*. Ахметшин просит принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях только его, а не с семьёй.

Иных оснований для отказа в постановке истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях нет, поэтому отказ Главы Администрации в постановке *.*. Ахметшина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, выраженный в пункте 3.5 распоряжения от 9.06.2010г. №638р, признаётся незаконным.

Иск удовлетворяется в полном объёме, на Администрацию возлагается обязанность принять истца на учёт как нуждающегося в жилом помещении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

Решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным пункт 3.5 распоряжения Главы Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно Федеральному закону от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 9.06.2010г. №638р в части отказа в признании нуждающимся в жилом помещении и в принятии на учёт Ахметшина *.*. как инвалида Великой Отечественной войны.

Обязать Администрацию Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани принять Ахметшина *.*. на учёт как нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья *.*. Абдуллаев