Судебная практика

По гражданскому делу № 2-258/2010. Решение от 08 декабря 2010 года № 2-258/2010. Республика Хакасия.

Боградский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Чеменева *.*.

с участием помощника прокурора Боградского района Шаповаловой *.*.

при секретаре Рыбаковой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Первомайское» об обязании устранения нарушения природоохранного законодательства путём получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,

Установил:

Прокурор Боградского района Республики Хакасия обратился с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Первомайское» об обязании устранения нарушения природоохранного законодательства путём получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что ЗАО «Первомайское» осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, в части охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления. Данное нарушение выражено в том, что в нарушение требований п.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения.

Обращение прокурора с исковым заявлением продиктовано защитой интересов неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией РФ права на благоприятную окружающую среду.

Обращение прокурора Боградского района с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц обусловлено тем, что в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Боградского района Шаповалова *.*. поддержал исковые требования в полном объеме, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения, кроме того пояснил, что считает разумным для устранения нарушений установить ответчику срок до 01 июня 2011 года.



Представитель ответчика ЗАО «Первомайское» надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, суд Определили рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, суд Определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям, закрепленным ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п.1 ст.22 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ от 04.05.1999 N 96-ФЗ Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.14 вышеприведенного Федерального Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу п.1 ст.4 ФЗ “Об охране окружающей среды“ от 10.01.2002 N 7-ФЗ Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как видно из материалов дела с 01 по 21 сентября 2009г. Управлением Росприроднадзора была проведена проверка в отношении ЗАО «Первомайское» по итогам проверки был составлен Акт проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды №АВЗТ-133.

Из данного акта усматривается, что при ведении производственной деятельности ЗАО «Первомайское» эксплуатирует оборудование, сооружения, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывают на него негативное воздействие. Источники выбросов загрязняющих веществ расположены на шести производственных площадках, которые находятся:



промплощадка N1 Гараж, <адрес>;

промплощадка N2, РТМ (ремонтно-тракторные мастерские), <адрес>;

промплощадка № _____, Ферма (три коровника и один телятник), <адрес>;

промплощадка № _____, Пекарня, <адрес>;

промплощадка № _____, Зерноток, <адрес>;

промплощадка № _____, Нефтебаза, <адрес>.

При проведении проверки установлены следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

промплощадка № _____ Гараж - котельная (отопление производственных объектов предприятия расположенных на территории гаража), склад угля, склад золошлака, вулкани-за­торная, автотранспорт предприятия;

промплощадка № _____, РТМ - котельная (отопление производственных объектов пред­приятия расположенных на территории РТМ), склад угля, склад золошлака, токарный цех, сва­рочный цех, медницкий цех, кузнечный цех, аккумуляторный цех;

промплощадка № _____, Ферма - коровники и телятник;

промплощадка № _____, Пекарня - печь для выпечки хлеба;

промплощадка № _____, Зерноток - приемный бункер зерна, напольная сушилка (работающая на дизельном топливе), склады зерна, мельница и дробилка;

промплощадка № _____, Нефтебаза - емкости для хранения дизельного топлива (одна емкость объёмом 54м3), бензина (одна ёмкость объёмом 25 м3) и масла.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии не проведена. Проведение инвентаризации на момент проверки на предприятии не ведется.

Нарушены требования: п.1 ст. 39 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., п. 1 ст. 22, п. 1 ст.30 Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» N96-ФЗ от 04.05.1999 г., п. 3.2 Инструкции по инвентаризации вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) на предприятии не разработан. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воз­дух не установлены.

Таким образом, нарушены требования п. 1, ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1, ст. 12 Федерального Закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения.

Таким образом, нарушены требования п. 4, ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1, ст. 14 Федерального Закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно отчетам по форме 2 - ТП (воздух), представленных предприятием, общая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составила в 2007г. 31,630 т/год и в 2008г. 30,670 т/год. Фактические массы выбросов ЗВ в атмосферу, указанные в формах 2- ТП (воздух), предприятием определены с учетом фактического расхода топлива, его качественных характеристик.

Проект организации санитарно-защитной зоны не разработан.

На основании указанного акта проверки от 28.09.2009г. государственным инспектором Управления Росприроднадзора было вынесено предписание №АВЗТ-133, где в п.4 ЗАО «Первомайское» предписано получить разРешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 20.10.2010г.

Со стороны ответчика не представлено доказательств того, что указанное разРешение на выброс загрязняющих веществ получено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что со стороны ответчика имеется нарушение природоохранного законодательства выраженное в отсутствии у него разрешения на выброс загрязняющих веществ, обязанность получения которого предусмотрена законом.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокурор Боградского района Республики Хакасия воспользовался своим правом обращения в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Боградского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, на основании ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Боградского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «Первомайское» в срок до 01 июня 2011 года устранить нарушения природоохранного законодательства путём получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Первомайское» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий *.*. Чеменев