Судебная практика

О признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Решение от 29 декабря 2010 года № 2-3546/10. Московская область.

Истринский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Красильникова *.*.

при секретаре Смирновой *.*.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-3546/10 по иску Скворцовой *.*. к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

Установил:

Скворцова *.*. обратиласьиконов «...» в суд с иском к Администрации Истринского района о признании отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ссылаясь на то, что она, Скворцова *.*., обратилась в Администрацию Истринского района с заявлением от (Дата) о формировании земельного участка с целью дальнейшего предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью
«...» кв.м по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. (адрес), д. (адрес), в литерах ««...»» на кадастровом плане территории, кадастровый номер кадастрового квартала (№) для дальнейшего предоставления Скворцовой *.*. в аренду на 49 лет на безаукционой основе как инвалиду. Администрация Истринского района письмом от (Дата) отказала Скворцовой *.*. в формировании земельного участка. По мнению Скворцовой *.*., отказ Администрации Истринского района является незаконным. Скворцова *.*. просит признать незаконным отказ Администрации Истринского района в формировании земельного участка по заявлению Скворцовой *.*. и обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также Скворцова *.*. просит суд признать незаконным акта проверки земельного законодательства от (Дата), который по мнению истца не соответствует по форме земельному законодательству и является не актом проверки земельного законодательства, а мнением земельного инспектора Администрации Истринского района.

Представителем Скворцовой *.*. - Цветковым *.*. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителя. Данное ходатайство судом удовлетворено.

Представителем Администрации Истринского района Крук *.*. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Данное ходатайство судом удовлетворено.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных земельным кодексом РФ.

Согласно ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в
случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ч.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно ч.2 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением случаев, предусмотренных ч.2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч.2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято Решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен
договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Из материалов дела следует, что согласно заявлению от (Дата) (л.д.(№)) Скворцова *.*. обратилась в Администрацию Истринского района с заявлением от (Дата) о формировании земельного участка с целью дальнейшего предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью «...» кв.м по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. (адрес), д. (адрес), в литерах ««...»» на кадастровом плане территории, кадастровый номер кадастрового квартала (№) для дальнейшего предоставления Скворцовой *.*. в аренду на 49 лет на безаукционой основе как инвалиду.

Согласно письму Администрации Истринского района от (Дата) (л.д.(№)) было отказано Скворцовой *.*. в формировании земельного участка, поскольку испрашиваемый Скворцовой *.*. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства находится в границах населенного пункта и относится к категории земель - земли населенных пунктов, в связи с чем испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только по результатам торгов.

Из представленного в суд в судебном заседании (Дата) кадастрового плана территории, кадастровый номер кадастрового квартала (№), следует, что испрашиваемый Скворцовой *.*. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства для ведения личного подсобного хозяйства находится в границах населенного пункта.

В силу ч.1 ст.83 Земельного кодекса РФ Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Следовательно, испрашиваемый Скворцовой *.*. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью «...» кв.м по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. (адрес), д. (адрес), в литерах ««...» на кадастровом плане территории,
кадастровый номер кадастрового квартала (№), для дальнейшего предоставления в аренду на 49 лет на безаукционой основе как инвалиду, как расположенный в границах населенного пункта д. (адрес), в соответствии с ч.1 ст.83 Земельного кодекса РФ может быть использован исключительно под застройку и развитие населенного пункта.

Таким образом, указанный участок может быть предоставлен только при организации торгов согласно ч.2 ст.30 Земельного кодекса РФ либо на безаукционной основе при наличии договора о развитии застроенной территории в соответствии с ч.2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ.

Суду не представлено доказательств, что между администрацией Истринского района и Скворцовой *.*. заключен договор о развитии застроенной территории в соответствии с ч.2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ для предоставления испрашиваемого земельного участка на безаукционной основе.

В обосновании своих требований Скворцова *.*. указывает, что испрашиваемый ею земельный участок необходим Скворцовой *.*. для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Из материалов дела следует, что Скворцова *.*. постоянно проживает в (адрес), к числу лиц, постоянно проживающих на территории городского поселения, где Скворцова *.*. просит выделить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства не относится.

Также из материалов дела следует, что в Истринском районе отсутствуют свободные
земельные участки для предоставления гражданам городских поселений для организации личных подсобных хозяйств, поскольку в установленном порядке Администрацией Истринского района утверждении список очередников граждан на предоставление земельных участков для организации личных подсобных хозяйств (л.д.(№)).

Следовательно, суд приходи к выводу, что Скворцова *.*. не подпадает под категорию лиц, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях и которым в порядке п.4 ст.3 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства при наличии свободных земельных участков.

Из материалов дела также следует, что согласно ату проверки соблюдения земельного законодательства от (Дата) установлено, что испрашиваемый Скворцовой *.*. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью «...» кв.м по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. (адрес), д. (адрес), в литерах ««...»» на кадастровом плане территории, кадастровый номер кадастрового квартала (№), расположен на землях водного фонда (адрес), частично обременен береговой полосой водного объекта «...» м от уреза воды, размер прибрежной защитной полосы «...» м, размер водоохраняемой зоны водного объекта составляет «...» м.

Согласно ч.11 ст.65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Согласно ч.17 ст.65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос также запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Следовательно, испрашиваемый Скворцовой *.*. земельный участок расположен на территории земель, изъятых
из оборота в соответствии с Водным кодексом РФ.

При таких обстоятельствах, суд находит, что отказ Администрации Истринского района в утверждении схемы расположения земельного участка с целью дальнейшего предоставления о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Скворцовой *.*. в аренду на 49 лет на безаукционой основе является законным и обоснованным.

Также необоснованными являются требования Скворцовой *.*. о признании незаконным акта проверки земельного законодательства от (Дата).

В силу подп.20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Следовательно, в порядке подп.20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Истринского района была вправе организовать проверку земельного законодательства по заявлению Скворцовой *.*.

Таким образом, в удовлетворении заявленного иска должно быть отказано.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска Скворцовой *.*. к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным акта проверки земельного законодательства от (Дата), признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка площадью «...» кв.м по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. (адрес), д. (адрес), в литерах «...»» на кадастровом плане территории, кадастровый номер кадастрового квартала (№), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.

Судья

Мотивированное Решение изготовлено (Дата).