Судебная практика

О приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений законодательства. Решение от 20 июля 2010 года №. Тверская область.

Ржевский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Ильиной *.*.,

при секретаре Михаленко *.*.,

с участием прокурора Чернышева *.*.,

ответчиков представителя МУП «ЖКО» Ржевского района Тверской области Петрова *.*., представителя Администрации МО сельское поселение «Медведево» Ржевского района Тверской области Беляевой *.*., представителя МО сельское поселение «Победа» Ржевского района Тверской области Бедова *.*.,

третьего лица представителя Администрации Ржевского района Чураковой *.*.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ржеве

20 июля 2010 года

дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЖКО» Ржевского района Тверской области, Администрации МО сельское поселение «Медведево» Ржевского района Тверской области, Администрации МО сельское
поселение «Победа» Ржевского района Тверской области о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного, санитарного законодательства и получения соответствующего разрешения (решения о предоставлении водного объекта в пользование), об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства,

Установил:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЖКО» Ржевского района Тверской области, Администрации МО сельское поселение «Медведево» Ржевского района Тверской области, Администрации МО сельское поселение «Победа» Ржевского района Тверской области о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного, санитарного законодательства и получения соответствующего разрешения (решения о предоставлении водного объекта в пользование), об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства.

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте 2010 года была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами при сбросе сточных вод в Ржевском районе Тверской области. Проверка показала, что МУП «ЖКО» Ржевского района, которое в соответствии с Уставом предприятия, осуществляет деятельность по технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального назначения, эксплуатации наружных и внутренних инженерных сетей, коммуникаций и оборудования, их ремонту, допускает нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект. Установлено, что предприятие осуществляет деятельность по водоотведению на территории МО сельское поселение «Медведево» и МО сельское поселение «Победа» Ржевского района, при этом на основании договора аренды эксплуатирует очистные сооружения в д.Митьково и пос.Осуга Ржевского района, принадлежащие указанным сельским поселениям (договор аренды недвижимого имущества от Дата обезличена г. МУП «ЖКО» с МО сельское поселение «Медведево», договор аренды от Дата обезличена г. МУП «ЖКО»
с МО сельское поселение «Победа»). На очистные сооружения поступают хозяйственно-бытовые сточные воды от жилых объектов, перечисленных населенных пунктов. В пос.Осуга сельского поселения «Медведево» Ржевского района очистные сооружения фактически отсутствуют (система канализации со сбросом сточных вод на рельеф местности), и сброс сточных вод от двух 18-квартирных жилых домов производится на заболоченную местность, а затем в р.Осуга. Очистные сооружения д. Митьково сельского поселения «Победа» Ржевского района, состоящие из отстойника и полей фильтрации, находятся в аварийном состоянии. Сброс сточных вод, поступающих на очистные сооружения от трех 16-квартирных жилых домов, осуществляется в ручей б/и и далее в р.Волга.

Проверка показала, что МУП «ЖКО» производит сброс сточных вод в поверхностный водный объект без соответствующего разрешения (без решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод), без проекта ПДС, при этом качество сточных вод не соответствует установленным нормативам. Сточные воды по химическим показателям в 1 квартале 2010 года не соответствовали установленным нормативам по химическим показателям: по БПК-5, азот нитратам, нефтепродуктам. Так согласно протоколам лабораторных испытаний сточных вод (протокол испытаний Номер обезличенв от Дата обезличена года), проведенных ИАЛ Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», сточные воды с очистных сооружений д.Митьково не соответствует установленным нормативам по БПК-5 в 1,1 раза, по нитрат ион в пересчете N в 1,9 раза, по нефтепродуктам в 1,08 раза. На основании лабораторных исследований, проведенных в 2009 году (протокол испытаний Номер обезличенв от Дата обезличена года), а также результатов анализа сточных вод Номер обезличен ИАЛ Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» сточные воды с очистных сооружений д.Митьково не соответствовали установленным нормативам по нитрат
ион в пересчете N в 13 раз, по фосфат-ион/по Р в 1,5 раза. При этом исследования сточных вод в пос.Осуга сельского поселения «Медведево» не производится (производственный контроль за сбросом сточных вод отсутствует).

В соответствии со ст.39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Часть 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ обязывает водопользователей не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.

Часть 1 статьи 44 ВК РФ устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Часть 6 статьи 60 указанного кодекса запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Аналогичная норма закреплена и в ст.18 указанного закона, в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.2 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с требованиями п.п. 4.1; 4.1.1; 4.1.2; 4.2; 6.1; 6.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения»- в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в черте населенных пунктов (п.4.1.2.СанПиН). Не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве (п.4.1.1 СанПиН).

Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования (п. 4.2 СанПиН).

Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной
санитарно - эпидемиологической службы.

На основании п.п.3.3.3.; 3.3.4 санитарных правил «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-01» (утв.Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.10.2001 г.), санитарный режим в населенных местах на территории третьего пояса ЗСО(в который, на основании указанных санитарных правил, включен Ржевский район) должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов.

Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно - эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования.

Статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на хозяйствующих субъектов возложены обязанности по осуществлению производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Объектами производственного контроля являются, согласно п.2.3 Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г.: производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль объектов водоотведения осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний.

При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;

Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии
производственного контроля при эксплуатации системы водоотведения в пос.Осуга сельского поселения «Медведево», что является нарушением п.1.5, п.4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в редакции Изменений и дополнений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 г. № 13), согласно которых юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Таким образом, требования природоохранного и санитарного законодательства со стороны МУП «ЖКО» в полном объеме не соблюдаются.

Качество сточных вод по химическим показателям не соответствуют установленным нормативам, производственный контроль за качеством сточных вод должным образом не осуществляется, что недопустимо.

В поверхностные водные объекты сбрасываются сточные воды, не соответствующие установленным нормативам, а также сточные воды не подтвержденного качества (вследствие отсутствия производственного контроля), что может повлечь причинения вреда окружающей среде и здоровью людей.

Кроме того, предприятие осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект без решения о предоставлении водного объекта в пользование для указанных целей.

Статьей 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 14.07.2008 г.) предусмотрено, что предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В нарушение указанных требований водного законодательства МУП «ЖКО» Ржевского района осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений п.Осуга в реку Осуга и д.Митьково Ржевского района в реку Волга
без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, что недопустимо и является грубейшим нарушением природоохранного законодательства.

Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ права жителей Ржевского района, других граждан посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требования ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Нарушаются права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. У жителей Ржевского района, а также других граждан посещающий указанный район, должна быть гарантия, что в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод не произойдет загрязнение поверхностного водного объекта (реки Осуга и реки Волга), что сброс сточных вод не создаст опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем.

Таким образом, в настоящее время обеспечение прав жителей Ржевского района, других граждан на благоприятную окружающую среду может быть обеспечено только посредством обращения в суд и обязании ответчиков устранить допущенные нарушения.

Администрация сельского поселении «Медведево» и администрация сельского поселения «Победа» Тверской области, является органом местного самоуправления и в соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также п.4 ч.1 ст.8 Устава указанных поселений к вопросам местного значения поселений, в частности, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения топливом.

Кроме того, объекты водоотведения (очистные сооружения) в п.Осуга и д.Митьково находятся в собственности у перечисленных муниципальных образований.

В Статье 210 Гражданского кодекса РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Бремя содержания имущества - возложение на лицо обязанностей по поддержанию имущества в нормальном состоянии и уплате связанных с этим расходов (по ремонту, охране и т.п.), страховых взносов, налогов и т.д. Это бремя - неизбежная необходимость, связанная с правом собственности и возникающая у лица с момента возникновения у него права собственности.

В нарушение указанных требований законодательства Администрацией сельского поселения «Медведево», МО сельское поселение «Победа» не принимается надлежащих мер к организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а также не выполняются обязанности мер по поддержанию имущества в нормальном состоянии и уплате связанных с этим расходов (по ремонту, охране и т.п.).

Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые при сбросе сточных вод, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде.

Интересы Российской Федерации по данному иску заключаются в том, что сброс сточных вод осуществляется в поверхностные водные объекты, которые являются федеральной собственностью. Несоблюдение условий водопользования нарушает законные интересы Российской Федерации по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности граждан.

Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении Федерального законодательства всеми организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

Согласно п.п.1, 5.1.4. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской
области (в ред. Приказа Росприроднадзора от 22.11.2007 г. № 481), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора) по Тверской области является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, к полномочиям которой отнесено осуществление контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

Нарушения законодательства, допущенные при сбросе сточных вод прямо затрагивают интересы Росприроднадзора по Тверской области который, в свою очередь, представляет и защищает государственные интересы (интересы Российской Федерации) в данных вопросах согласно Положения.

В соответствии с ч.4 ст.44 Водного кодекса РФ, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 27.12.2009 г.), хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Статья 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В ст.22 ГПК РФ указано, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В данном случае рассматривается исковое дело о защите прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) и государства по спору, возникшему из экологического правонарушения.

В соответствии со ст.12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по вышеуказанным основаниям и просил суд в целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать МУП «ЖКО» Ржевского района Тверской области приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых сточных с системы водоотведения (очистных сооружений) в пос.Осуга МО сельское поселение «Медведево» Ржевского района в реку Осуга и с очистных сооружений пос.Митьково МО сельское поселение «Победа» Ржевского района в ручей б/и и реку Волга до устранения нарушений природоохранного законодательства, а именно:

до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод;

до разработки программы производственного контроля и осуществления производственного контроля за сбросом сточных вод из системы водоотведения (очистных сооружений) пос.Осуга;

до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям, а именно: по БПК-5, по нитрат ион в пересчете N, по фосфат-ион в пересчете на Р, по нефтепродуктам.

В целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Медведево» Ржевского района Тверской области исполнить обязанность в натуре:

организовать водоотведение в пос.Осуга сельского поселения «Медведево» Ржевского района, то есть сброс сточных вод в р.Осуга в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно:

обеспечить (организовать) очистку сточных вод от объектов жилого фонда пос.Осуга в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения»;

В целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Победа» Ржевского района Тверской области исполнить обязанность в натуре:

орган Ф.И.О. Митьково сельского поселения «Победа» Ржевского района, то есть сброс сточных вод с очистных сооружений в ручей б/и и реку Волга в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно:

обеспечить (организовать) нормативную очистку сточных вод от объектов жилого фонда д.Митьково в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» по химическим показателям, а именно: по БПК-5, по нитрат ион в пересчете N, по фосфат-ион в пересчете на Р, по нефтепродуктам.

Представитель ответчика - Администрации МО сельское поселение «Победа» Ржевского района Бедов *.*. с исковыми требованиями согласился и пояснил, что в дер.Митьково имеется три 2-х этажных 16-квартирных дома, отвод сточных вод (канализация) имеется. Очистные сооружения переданы МУП «ЖКО» по договору оперативного управления. Сброс сточных вод, поступающих на очистные сооружения, осуществляется в безымянный ручей, а далее в реку Волгу. МО сельское поселение «Победа» будет проводить профилактические и ремонтные работы.

Представитель ответчика - Администрации МО сельское поселение «Медведево» Ржевского района Беляева *.*. с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что в дер.Осуга очистных сооружений нет. В поселке проживают около 150 человек, имеются частные дома и два 3-х этажных 18-квартирных дома, построенных в 1982-1985 годах, дома изначально сдавались в эксплуатацию без очистных сооружений, что не соответствует санитарным требованиям.

Представитель ответчика - МУП «ЖКО» Ржевского района Тверской области Петров *.*. с исковыми требованиями согласился и пояснил, что МУП «ЖКО» является эксплуатирующей организацией, осуществляет деятельность по водоотведению и водоснабжению всего Ржевского района. В 2010 году заложены деньги на реконструкцию очистных сооружений в бюджете района.

Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области в судебное заседание не явилось, представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав в судебном заседании истца, представителей ответчиков, суд приходит к выводу, что иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.39 Водного Кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.

На основании ч.1 ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Аналогичная норма закреплена и в ч.1 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ч.2 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с п.4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве.

Согласно п.4.1.2. вышеназванных СанПиН не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов

Согласно п.4.2. вышеназванных СанПиН сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.

В соответствии с п.6.11. вышеназванных СанПиН для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

На основании п.п.3.3.3.; 3.3.4 санитарных правил «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-01» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.10.2001 года), санитарный режим в населенных местах на территории третьего пояса ЗСО (в который, на основании указанных санитарных правил, включен Ржевский район) должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов.

Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования.

В суде установлено, что МУП «ЖКО» Ржевского района осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений п.Осуга в реку Осуга и д.Митьково Ржевского района в реку Волга без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, в нарушение требований санитарного и природоохранного законодательства. А администрации МО сельских поселений «Медведево» и «Победа» не принимают надлежащих мер к организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а также не выполняются обязанности мер по поддержанию имущества в нормальном состоянии и уплате связанных с этим расходов (по ремонту, охране и т.п.).

Данные обстоятельства не отрицались ни кем из сторон.

Согласно ч.2 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Поэтому требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МУП «ЖКО» Ржевского района Тверской области приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод с системы водоотведения (очистных сооружений) в пос.Осуга МО сельское поселение «Медведево» Ржевского района в реку Осуга и с очистных сооружений пос.Митьково МО сельское поселение «Победа» Ржевского района в ручей без имени и реку Волга до устранения нарушений природоохранного законодательства, а именно:

до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод;

до разработки программы производственного контроля и осуществления производственного контроля за сбросом сточных вод из системы водоотведения (очистных сооружений) пос.Осуга;

до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям, а именно: по БПК-5, по нитрат ион в пересчете N, по фосфат-ион в пересчете на Р, по нефтепродуктам.

Возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Медведево» Ржевского района Тверской области исполнить обязанность в натуре:

организовать водоотведение в пос.Осуга сельского поселения «Медведево» Ржевского района, то есть сброс сточных вод в р.Осуга в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно:

обеспечить (организовать) очистку сточных вод от объектов жилого фонда пос.Осуга в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения».

Возложить на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Победа» Ржевского района Тверской области исполнить обязанность в натуре:

орган Ф.И.О. Митьково сельского поселения «Победа» Ржевского района, то есть сброс сточных вод с очистных сооружений в ручей без имени и реку Волга в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно:

обеспечить (организовать) нормативную очистку сточных вод от объектов жилого фонда д.Митьково в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения», по химическим показателям, а именно: по БПК-5, по нитрат ион в пересчете N, по фосфат-ион в пересчете на Р, по нефтепродуктам.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Ржевский городской суд.

Председательствующий