Судебная практика

О признании незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капита. Определение от 19 августа 2010 года №. Тверская область.

Селижаровский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Зуевой *.*.,

при секретаре Мандрусовой *.*.,

с участием истца Ермаковой *.*.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области Дюковой *.*., действующей на основании доверенности от 25 мая 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Ф.И.О. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

Установил:

Ермакова *.*. обратились в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области о признании
незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, об обязании ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В обоснование требований указывает, что... года у нее родилась дочь *.*. Ю.. На первой неделе жизни... года она умерла, что подтверждается справкой о рождении... от... года и свидетельством о смерти 1-ОН... от... года, выданными Отделом записи актов гражданского состояния администрации Селижаровского района Тверской области. Она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский семейный капитал, в выдаче которого ей было отказано. Отказ был мотивирован тем, что вместе с заявлением представляются документы, перечень которых установлен Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на МСК и выдачи государственного сертификата на МСК, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №873. Пункт 5 Правил предусматривает, что одновременно с заявлением в территориальные органы Пенсионного фонда РФ подаются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей. Расшифровка документа, подтверждающего рождение ребенка (детей), приводится в п.п.8п.2ст.4 Закона от 29.12.2006 г. (в редакции ФЗ от 23.07.2008 г. №160-ФЗ от 25.12.2008 г. №288-ФЗ) и п.14 Заявления о выдаче государственного сертификата на МСК, являющегося приложением к Правилам. Согласно указанным нормам, по мнению ответчика, в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении, какие либо другие документы, подтверждающие рождение в указанных нормативных документах не упоминаются. Кроме того, ответчик считает, что отсутствие свидетельства о рождении ребенка, не дает возможности включить информацию как о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки так и детях, так как в соответствии с п.4 Правил ведения регистра лиц, утвержденных приказом Минздравсоцразвития
РФ от 30 декабря 2006 года «892 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки».

Считает действия ответчика незаконными по следующим основаниям:

Согласно п.п. 1, 2 ч.1 ст. 3, ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года. Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

В соответствии с подп. «а», «б» п.3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификат на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 года, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации независимо от места жительства: женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.

В п. 5 данных Правил указывается, что заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке): удостоверяющих личность, место жительства (пребывания)
или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в п.3 настоящих правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подп. «а» п.3 настоящих правил; удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица; подтверждающих рождение (усыновление детей).

В соответствии с ч.1, 2 ст. 3 Федерального закона № 143-ФЗ от 22 октября 1997 года «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит акты гражданского состояния, в том числе рождение. В силу ч.2 ст. 20 вышеназванного Закона, в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Она представила справку о рождении ребенка... по форме № 26, выданной отделом ЗАГС администрации Селижаровского района Тверской области от... года, из которой следует, что у нее... года родился ребенок, что отделом ЗАГС составлена запись о рождении ребенка... от... года.

Доводы ответчика
о том, что свидетельство о рождении является единственным документом, подтверждающим факт рождения ребенка, необоснованны, поскольку в силу п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, заявление о получении сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение детей. Из смысла данной нормы следует, что к заявлению о выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала могут быть приложены иные документы, удостоверяющие факт рождения ребенка.

Считает, что доводы ответчика о том, что в связи с отсутствием свидетельства о рождении невозможно внести в федеральный регистр реквизитов свидетельства о рождении, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку регистр является лишь информационным ресурсом. Отсутствие в федеральном регистре реквизитов свидетельств о рождении не может служить основанием для отказа в предоставлении сертификата.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 № 1085-О-О, дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. При решении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский капитал юридически значимым является факт рождения детей. Ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в связи со смертью первых детей законом не предусмотрено, равно и не предусмотрено ограничение в получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о его рождении.

В судебном заседании истец Ермакова *.*. представила суду заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу.

В судебном заседании представитель ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное)
Тверской области Дюкова *.*. пояснила, что ч.3 ст.4 Федерального закона от 28 июля 2010 года №241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» предусмотрено, что родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» - 02.08.2010г., имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом. После предоставления Ермаковой *.*. свидетельства о рождении ребенка и других необходимых документов ей будет выдан государственный сертификат на материнский капитал.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Отказ Ермаковой *.*. от иска к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не противоречит требованиям гражданского законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому - принимается судом.

Ермаковой *.*. разъяснены последствия отказа от иска, в соответствии с которыми производство по делу прекращается и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Руководствуясь ст.39, 173, 220, ст.221 ГПК РФ,

Определил:

Принять
о Ф.И.О. от иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Прекратить производство по делу по иску Ермаковой *.*. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий *.*. Зуева