Судебная практика

Об обязании обустроить места для размещения и временного хранения твердых бытовых и медиц.отходов. Решение от 05 августа 1988 года № 2-159/2010. Тверская область.

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко *.*.,

при секретаре Касумовой *.*.,

с участием ст. помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышева *.*.,

представителя ответчика ГУВ Тверской области «Селижаровская СББЖ» - руководителя Лисовского *.*.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУВ Тверской области «Селижаровская СББЖ» об обязании обустроить места размещения твердых бытовых и медицинских отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства,

Установил:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Селижаровский районный суд Тверской области с исковым заявлением к ГУВ Тверской области «Селижаровская СББЖ» об обязании обустроить
места размещения твердых бытовых и медицинских отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, просил обустроить места для размещения и временного хранения твердых бытовых отходов и медицинских отходов на территории СББЖ; обустроить площадку для установки контейнеров, предназначенных для временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов, твердым водонепроницаемым покрытием, ограждением; оборудовать контейнеры для хранения твердых бытовых и медицинских отходов герметичными, плотно закрывающимися крышками.

Свои исковые требования Осташковский межрайонный природоохранный прокурор мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2010г. проведена проверка исполнения законодательства регламентирующего порядок сбора, хранения и утилизации медицинских отходов в деятельности лечебно профилактических учреждений в Селижаровском районе. Проверка деятельности ГУВ «Селижаровская станция по борьбе с болезнями животных» Селижаровского района Тверской области показала, что указанным учреждением ветеринарии допускаются нарушения действующего санитарного и природоохранного законодательства при обращении с медицинскими и твердыми бытовыми отходами. Так, в ходе обследования территории ГУВ «Селижаровская СББЖ» проведенной 16 июня 2010г. было установлено, что здание СББЖ, в котором расположена административно-лечебная часть; два гаража, сарай располагаются по адресу:...,...,...,.... Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, огражден деревянным забором. В соответствии с Уставом ГУВ Тверской области «Селижаровская СББЖ» данное учреждение (в частности) осуществляет такие виды деятельности как лечение животных (диагностическое, лечебно-профилактическое, терапевтическое, хирургическое, акушерско-гинекологическое, противоэпизоотическое и другие услуги), все виды лабораторных исследований, хранение, использование и реализация лекарственных средств, препаратов и изделий ветеринарного назначения, кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги. Таким образом, в процессе деятельности ГУВ «Селижаровская СББЖ» образуются медицинские и твердые бытовые отходы, для которых должны быть предусмотрены места для их размещения и временного хранения с последующей утилизацией
данных отходов. Проверка показала, что на территории станции по адресу:...,...,...,..., места для временного размещения и хранения твердых бытовых и медицинских отходов не оборудованы специальной площадкой и ограждением. Расположенные на площадке два контейнера, не имеет маркировки и предназначены для хранения отходов класса «А» и класса «Б», установлены на землю на расстоянии 20 метров от здания ГУВ «Селижаровская СББЖ». Твердое, водонепроницаемое покрытие и ограждение в месте установки контейнеров отсутствуют. Контейнеры не оборудованы герметичными, плотно закрывающимися крышками. На момент проведения проверки ГУВ «Селижаровская СББЖ» было допущено складирование медицинских отходов (использованные шприцы), рядом с контейнерами, непосредственно на земле, в разбросанном состоянии. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 27.12.2009 г.) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьей 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88). В соответствии с п. 2 Санитарных правил 42-128-4690-88 - объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п.2.1.3 СанПиН). В соответствии с п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 - учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений должны своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов, оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, обеспечивать сборниками и инвентарем, принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов. Порядок сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений установлен санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 г. (ред. от 16.03.2009 г.). Настоящие Правила и нормы (далее - СанПиН) определяют правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений (п.2.1. СанПиН 2.1.7.728-99). Под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в
составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи. Согласно п.7.5 СанПиН 2.1.7.728-99, сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры. Контейнеры для сбора отходов различных классов должны обладать легко различимыми отличиями. Контейнеры для сбора отходов одного класса Ф.И.О. Пунктом 7.6 СанПиН 2.1.7.728-99 установлено, что используемые (меж)корпусные контейнеры должны обладать герметичными плотно закрывающимися крышками. Конструкция контейнеров д Ф.И.О. и водонепроницаема, не допускать возможность контакта посторонних лиц с их содержимым, недоступна животным. Согласно п.7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, открытая площадка для установки контейнеров должна иметь асфальтированную поверхность и быть удобной для подъезда автотранспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ. Открытие площадки для установки контейнеров располагаются не менее чем в 25 метров от лечебных корпусов и не менее 100 метров от пищеблоков. Как показала проверка, данные требования санитарных правил и норм не соблюдены. Контейнерная площадка не оборудована твердым, водонепроницаемым покрытием, не ограждена (чем нарушены требования п.7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, п.2.1.3, п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88). На контейнерах отсутствуют герметичные, закрывающиеся крышки (нарушен п.. п.7.6 СанПиН 2.1.7.728-99).

Таким образом, ГУВ «Селижаровская СББЖ» нарушаются требования п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.7.5, п. 7.6 и п.7.9 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления способствует
ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, может привести к возникновению инфекционных и иных заболеваний у людей, создает опасность причинения вреда окружающей среде. Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет экологическую безопасность, как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Игнорирование ответчиком требований природоохранного и санитарного законодательства, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей п. Селижарово и Селижаровского района, других граждан посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требования ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде.

В судебном заседании ст. помощник Остшковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышев *.*. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Лисовский *.*. в судебном заседании иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора об обязании обустроить места размещения твердых бытовых и медицинских отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства признал полностью, пояснил, что в настоящее время приобретены контейнеры для сбора использованных шприцов, заказаны пакеты для сбора отходов, заключен договор с ООО «Реал - С» на утилизацию шприцов.

Представителю ответчика Лисовскому *.*. были разъяснены последствия признания иска. Признание представителем ответчика Лисовским *.*. иска Осташковского
природоохранного прокурора к ГУВ Тверской области «Селижаровская СББЖ» об обязании обустроить места размещения твердых бытовых и медицинских отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства принято судом, так как оно не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Представитель ответчика Лисовский *.*., являясь руководителем - заведующим отделом ветеринарии на территории Селижаровского муниципального образования, правомочен от имени представляемого государственного учреждения признавать иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается Решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Гражданский иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ГУВ Тверской области «Селижаровская СББЖ»:

обустроить места для размещения и временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов на территории СББЖ по адресу:...,...,...,..., (в соответствии с требованием СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест», а именно

обустроить площадку для установки контейнеров, предназначенных для временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов, твердым, водонепроницаемым покрытием, ограждением (согласно п.7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, п.2.1.3, п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88);

оборудовать контейнеры для хранения твердых бытовых и медицинских отходов герметичными, плотно закрывающимися крышками (п. 7.6, п.7.9 СанПиН 2.1.7.728-99).

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий *.*. Величко