Судебная практика

Об оспаривании постановления администрации в части решения о снятии с учета неждающейся в жилом помещении, и восстановлении в очереди с присвоением номера, имевшего место до снятия.. Решение от 01 марта 2005 года № 2-551/2010. Тверская область.

Удомельский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Денисюка *.*., при секретаре судебного заседания Ширшиковой *.*., с участием Травкиной *.*., ее представителя Прокофьевой *.*., представителя администрации г.Удомля Переборовой *.*. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлен Ф.И.О. об оспаривании постановления администрации г.Удомля от ДД.ММ.ГГГГ 2010 года, в части решения о снятии ее с учета нуждающейся в жилом помещении, и восстановлении в очереди с присвоением номера, имевшего место до ее снятия,

Установил:

Травкиной *.*. подано заявление, в порядке положений статьи 245 ГПК РФ, в котором она просит признания постановления главы администрации г.Удомля Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ 2010 года в части
снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным и об обязании восстановления в очереди с присвоением номера очереди, имевшего место до ее снятия.

В основание заявления указывается, что она была вселена в секцию № дома № по <адрес> в 1999 году, в связи с ее работой воспитателя детского сада. Поскольку занимала комнату в общежитии, то ДД.ММ.ГГГГ 1994 году была поставлена на очередь, как нуждающаяся в улучшении своих жилищных условий, т.е. до введения в действие Жилищного Кодекса РФ с 01 марта 2005 года.

Данный Жилищный Кодекс РФ был введен в действие в соответствии с Федеральным Законом РФ № 189 от 22 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Из постановления администрации г.Удомля от 19 апреля 2010 года № 252 «О снятии с учета граждан вставших на учет до 01 марта 2005 года с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», полученного ею ДД.ММ.ГГГГ 2010 году, узнала о том, что с данного учета она снята на основании пункта 2 статьи 6 Федерального Закона РФ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Считает, что Решение органа местного самоуправления является незаконным, так как снятие с учета граждан, вставших на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, не предусмотрено в связи с применением положений пункта 2 статьи 6 Федерального Закона РФ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Ее жилищные условия не претерпели никаких качественных изменений, с момента заселения и не отвечают требованиям, применимым к жилому помещению-не
имеется в нем вспомогательных помещений для удовлетворения бытовых нужд-кухни.

В судебном заседании заявителем Травкиной *.*., ее представителем Прокофьевой *.*. вышеизложенные доводы поддержаны.

Представителем администрации г.Удомля Тверской области Переборовой *.*. доводы заявителя и представителя признаются необоснованными. Указывается, что жилой дом--№ по <адрес> в <адрес> был передан в муниципальную собственность Распоряжением Правительства РФ от 25 ноября 2003 года № 1702-р со статусом жилого дома, право администрации как собственника подтверждены свидетельством о государственой регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 2008 года. В соответствии с полномочиями собственника между администрацией и Травкиной *.*. был заключен договор социального найма в отношении квартиры № № общей площадью 33,3 м2, жилой -28м2. В соответствии с «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, предоставления жилых помещений в Калининской области» № 313 от 05 ноября 1984 года, норма предоставленной жилой площади Травкиной *.*. превышала установленную социальную норму жилой площади, что дало основания считать ее как лицо, утратившим основания в нуждаемости в жилом помещении.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные в обоснование им своих доводов письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Травкиной *.*.

Как следует из материалов дела, материалов учетного дела N 60 Ф.И.О. занимает изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 33,3 кв. м, в т.ч. жилой площадью 28,0 кв. м., в доме № № по <адрес>. Указанный жилой дом находится в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственой регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 2008 года.

Травкина *.*. состояла на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ 1994 года.

Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ 2010
года администрации г.Удомля было рекомендовано Травкину *.*. снять с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением администрации г.Удомля № № от ДД.ММ.ГГГГ 2010 года такое Решение было принято, с указанием основания снятия с учета-по пункту 2 статьи 6 Федерального Закона РФ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Согласно ст. 55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в части 1 статьи 56 ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

подачи ими заявления о снятии с учета,

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма,

их выезда на место жительства в другое муниципальное образование,

получения ими в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилья,

предоставления гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома,

предоставления не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса РФ“ граждане, принятые на учет до 01марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае
утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Поэтому следует отметить, что в Постановлении администрации г.Удомля № от ДД.ММ.ГГГГ 2010 года неправильно указана регулирующая возникшие правоотношения норма-вместо пункта 2 следует считать часть 2 указанной статьи. Но данное обстоятельство не имеет решающего значения, поскольку основание снятия с учета сформулировано надлежащим образом.

Судом установлено, что Травкина *.*. была принята на учет по предоставлению жилой площади ДД.ММ.ГГГГ 1994 году, поскольку занимала одну комнату размером 9 кв.м в квартире № общежития-доме № по <адрес>.

В учетом деле имеется справка о том, что Травкина *.*. с 2000 года стала проживать в квартире № дома № по <адрес>, основания ее заселения по данному адресу материалы учетного дела не содержат, сама заявитель пояснить перемену местожительства не может, выказывая предположения, что заселение ее по этому адресу состоялось в связи с трудовыми отношениями в 1999 году.

Согласно, «Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининской области», утвержденным совместным Решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов и Президиумом Калининского областного совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ 1984 года №, действовавшим на момент принятия на учет Травкиной *.*. (1994 г.) и на день предоставления другого жилого помещения (1999 г.), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 6 м2 (п. 7 пдп «а»).

Пункт 20 пдп. «а» Правил предусматривал снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и
более квадратных метров, или выполнен принцип заселения отдельных благоустроенных (применительно к условиям данного населенного пункта) квартир.

Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 17 сентября 1997 года № 609 «Об утверждении размеров социальной нормы площади жилья» была утверждена социальная норма площади жилья в размере 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека, как минимальная норма предоставления жилых помещений, с сохранением периода действия до 29 ноября 2007 года, когда данное Постановление утратило свою силу, в связи с его отменой Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 29.11.2007 N 838-П-4.

Из содержания части 2 статьи 6 ФЗ “О введении в действие ЖК РФ“ следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с частью 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Решением Удомельского районного Совета народных депутатов от 22 декабря от 22 декабря 2005 г. N 107 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения определена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в
--размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.

Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения определены в статье 51 ЖК РФ, в соответствии с которыми состоять на учете имеют граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма... либо собственниками жилых помещений... и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи-- менее учетной нормы.

Травкина *.*. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с пунктом 7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининской области», утвержденным совместным Решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов и Президиумом Калининского областного совета профессиональных союзов от 05 ноября 1984 года № 313, в связи с тем, что занимала жилую площадь 9 кв.м., как приходящуюся на одного проживающего.

Указанные «Правила...» утратили свое действие в связи с принятием Постановления Администрации Тверской области от 27 апреля 2004 г. N 71-па «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тверской области», которое утратило свою силу с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ 2005 года Жилищного Кодекса РФ.

Поскольку в настоящее время жилищная обеспеченность заявителя превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, т.е. отпали основания, в связи с которыми она была поставлены на учет, у Администрации г.Удомля Тверской области имелись основания для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Администрацией суду представлен технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2008 года, согласно имеющимся в нем данным Травкиной *.*. самовольно произведено переустройство жилого помещения, виде установления
оборудования, предназначенного для использования данной комнаты как кухни.

Заявителем данное утверждение не оспаривается, даны пояснения об этом, что такое переустройство является вынужденным, с целью улучшения качества жизни.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ сторонами договора социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения в лице уполномоченного органа местного самоуправления (наймодатель) и гражданин (наниматель). В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого дома.

При капитальном ремонте, в соответствии с пунктом 2.4.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», осуществляется комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Таким образом, именно наймодатель является субъектом спорного правоотношения, возникшего по поводу неисполнения обязанности по проведению капитального ремонта, и надлежащим ответчиком по иску нанимателя. Ответственность наймодателя перед нанимателем не может ставится в зависимость от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору социального найма бывшего наймодателя, в т.ч. и на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, в соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Следовательно, возникшие спорные отношения между Травкиной *.*.,
как нанимателя и администрацией г.Удомля, как нанимателя, по поводу отсутствия в жилом помещении помещений бытового назначения-кухни, должны разрешаться в ином судебном порядке и не ставиться в зависимость от состояния Травкиной Н.н. на учете, как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:
< Ф.И.О. в удовлетворении заявления о признании постановления главы администрации г.Удомля Тверской области № 252 от 19 апреля 2010 года в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановления в очереди с присвоением номера очереди, имевшего место до ее снятия-отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательном виде.

Судья *.*. Денисюк