Судебная практика

Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности. Решение от 07 мая 2008 года №. Тверская область.

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего Кустова *.*.,

при секретаре Артамоновой *.*.,

с участием ст.помощника прокурора Пролетарского района г. Твери Голодковой *.*.,

представителей ответчиков Кружаловой *.*., Помозова *.*.,

представителя третьего лица Никитиной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района гор. Твери с СОШ № 1 и Администрации гор. Твери о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

Установил:

Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Пролетарского района г. Твери, МОУ «СОШ № 1» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности - в срок до Дата обезличена года
обеспечить вывод сигнала о срабатывании АПС на ЦУС Государственной противопожарной службы. В обоснование заявленных требований истец указал, что, прокуратурой Пролетарского района г. Твери в рамках осуществления надзора за исполнением действующего законодательства образовательными учреждениями выявлены длительные нарушения законодательства в области пожарной безопасности в МОУ «СОШ №1», выразившееся в 001 в МОУ «СОШ № 1» не обеспечен вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на ЦУС Государственной противопожарной службы. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В ходе контроля за деятельностью образовательного учреждения, установлено, что требования действующего законодательства школой не соблюдается. Так, Дата обезличена г. прокуратурой Пролетарского района г. Твери по поручению прокуратуры Тверской области совместно с представителем ОГПН по...у... в МОУ СОШ №1» в период с 14 час. до 15 час. проводилась проверка в области пожарной безопасности. Был выявлен ряд нарушений пожарной безопасности, в том числе факт не обеспечения школой вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на ЛУС Государственной противопожарной службы. Инспектором ОГПН по...у... Дата обезличена г. по данному факту был составлен акт..., а также в адрес директора ФИО5 выдано предписание по устранению нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу:...,...,... в срок до Дата обезличена г. Дата обезличена г. директор школы была привлечена к административной ответственности. В ходе повторной проверки помещений МОУ «СОШ... в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. ОГПН по...у... вновь было выявлено нарушение в виде не обеспечения школой вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной
сигнализации на ЦУС государственной противопожарной службы. По итогам проверки составлен акт и выдано предписание Номер обезличен, в котором срок устранения нарушений - установлен до Дата обезличена г.

Согласно ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Однако, как следует из письма директора МОУ «СОШ №1» ФИО5 от Дата обезличена г. Номер обезличен, выявленные ОГПН нарушения ими не устранены, денежные средства на обеспечение противопожарной безопасности им не выделялись. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о длительном не устранении МОУ «СОШ №1» нарушений правил пожарной безопасности, неисполнении Правил и Норм пожарной безопасности, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на граждан (обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала, иных лиц, посещающих учебное заведение) опасных факторов пожара, их своевременной эвакуации, спасению на случай пожара, других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, находящихся в зоне действия пожара, взрыва или последствий террористического акта.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Статьей 14 указанного закона, установлена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала, иных лиц, посещающих учебное заведение, нарушения требования Правил и Норм пожарной безопасности должны быть устранены.

Статьей ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности установлено, что требования пожарной безопасности - это обязательные для применения
и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и фирм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Законом Тверской области от 7 мая 2008 г. N 56-30 “Об образовании в Тверской области“, статьей 14 ч. 1 предусмотрено, что деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение финансируется собственником полностью или частично. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

В силу ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений.

Выявленные в ходе проверки в МОУ «СОШ № 1» нарушения Правил и норм пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на граждан опасных факторов пожара, их своевременной эвакуации спасению на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пролетарского района гор. Твери Голодкова *.*. исковые требования поддержала, просила обязать ответчика устранить нарушения норм пожарной безопасности до начала текущего учебного года, т.е. до Дата обезличена года.

Представитель ответчика МОУ «Средней общеобразовательной школы № 1» Кружалова *.*. исковые требования признала.

Представитель ответчика – Администрации гор. Твери Помозов *.*. иск не признал, пояснив в судебном заседании, что Администрация не допускала виновных действий, связанных с
отсутствием вывода сигнала о пожаре на пульт. В бюджете гор. Твери на 2010 год в рамках ведомственной целевой программы предусмотрены денежные средства на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и другие противопожарные мероприятия по МОУ СОШ № 1 в объеме... тыс. руб. На Дата обезличена года данные расходы профинансированы в сумме... тыс. руб. Администрацией Твери внесены на рассмотрение Тверской городской думы предложения по увеличению расходов на проведение противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях в сумме... тыс. руб. Требования прокурора не могут быть удовлетворены, т.к. до проведения работ необходимы конкурсные процедуры, занимающие значительный период времени. Кроме того, представитель администрации полагал, что прокурор незаконно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, т.к. списочный состав учащихся школы и педагогов является определенным и может быть установлен. В удовлетворении иска прокурора просил отказать.

Представитель третьего лица – Управления образования гор. Твери Никитина *.*. в судебном заседании иск прокурора не признала, привела доводы, аналогичные доводам представителя Администрации гор. Твери.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в помещениях МОУ СОШ № 1 неоднократно органом пожарного надзора выявлялись нарушения требований пожарной безопасности, связанные с отсутствием вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на ЦУС Государственной противопожарной службы, т.е. нарушения ППБ 01-03 п. 3, НПБ 88-2001, п. 13.4. Согласно представленным актам проверок такое нарушение выявлялось и фиксировалось Дата обезличена года, 04.02.-Дата обезличена года. По фактам нарушений выдавались предписания об их устранении (последнее со сроком исполнения до Дата обезличена года), должностное лицо привлекалось к административной ответственности. До
настоящего времени данные нарушения не устранены, что не отрицалось ответчиками.

Как правильно указывает прокурор в обоснование исковых требований, обязанности соблюдения требований пожарной безопасности, создания и поддержания в постоянной готовности локальных системы оповещения о чрезвычайных ситуациях законодательством РФ, в частности: ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст.ст. 14, 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ возложена на организации всех форм собственности.

Поскольку СОШ № 1 является муниципальным образовательным учреждением, в силу ст. 120 ГК РФ и ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений при недостаточности средств у последних.

В связи с чем привлечение к участию в деле в качестве соответчика Администрации гор. Твери является обоснованным.

По смыслу ч. 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем служит основанием не только для приостановления соответствующей деятельности предприятия, либо эксплуатации объектов, но и для возложения обязанностей по устранению причин, которые могут привести к причинению вреда.

Поскольку установленное несоблюдение образовательным учреждением норм пожарной безопасности потенциально грозит причинением вреда учащимся, педагогам и иным посетителям школы, право неопределенного круга лиц подлежит судебной защите по иску прокурора. При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, является определенным. С учетом специфики образовательного процесса, приема новых учеников, перевода, возможности посещения школы учащимися других учебных заведений для проведения отдельных занятий, кружков, секций, встреч детей их родственниками и т.п. круг лиц, чьи права и законные
интересы связаны с соблюдением требований пожарной безопасности, является неопределенным.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о длительности проведения конкурсных процедур, не могут служить основанием к отказу в иске, т.к. нарушение правил пожарной безопасности, устранения которых требует прокурор, выявлялись и фиксировались органом пожарного надзора в феврале-марте 2009 года. Кроме того, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ

“О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ предусматривает различные, в том числе и менее затратные по времени способы размещения заказа на выполнение работ для муниципальных нужд.

В целях соблюдения прав неопределенного круга лиц в области пожарной безопасности, суд полагает необходимым установить срок устранения нарушений требований пожарной безопасности – до начала учебного года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора удовлетворить, обязать муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 устранить нарушения требований норм пожарной безопасности, обеспечив вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на ЦУС Государственной противопожарной службы до Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд гор. Твери в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Председательствующий

Решение в законную силу не вступило.