Судебная практика

Решение от 13 мая 2011 года № А41-37904/2010. По делу А41-37904/2010. Московская область.

Решение

г.Москва

13 мая 2011 года Дело №А41-37904/10

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2011г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 мая 2011г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующий судья Н.В.Севостьянова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Михалёвым, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Компания «Интермедсервис» (ОГРН 1027700336487; ИНН 7723123462)

к Щелковской таможне, Московской областной таможне

о признании незаконным Решение Щелковской таможне об отказе в возврате излишне уплаченных платежей

при участии в судебном заседании:



от заявителя: Дубровина Е.Н., представитель по доверенности №621.1 от 13.09.2011г.

от таможенного органа: Зимина О.В., представитель по доверенности №03-17/175 от 18.02.2011г.; Галин К.В., представитель по доверенности №03-17/191 от 03.03.2011г.

Установил:

Закрытое акционерное общество «Компания «Интермедсервис» (далее – ЗАО «Компания «Интермедсервис», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Щелковской таможне (со следующими требованиями:

Признать незаконным и подлежащим отмене Решение Щелковской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных сумм НДС, выраженное в письме от 21.05.2010г. №13-12/7494;

Обязать Щелковскую таможню произвести возврат заявителю излишне уплаченных сумм НДС по ГТД № 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 в размере 211 288 рублей 77 копеек;

В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 08.11.2010г. №2065 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области» (с изменениями и дополнениями) с 20.01.2011г. Зеленоградская, Ногинская и Щелковская таможни реорганизованы в форме присоединения к Московской областной таможне.

Определением Арбитражного суда Московской области от 27.01.20111г. на настоящему делу суд привлек в качестве второго заинтересованного лица Московскую областную таможню (л.д.85).

В адрес суда поступило ходатайство от Владимирской таможни о предоставлении информации по делу. Ходатайство судом отклонено.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала, представила на обозрение подлинник решения Щелковской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных платежей, поступивший в адрес заявителя 06.07.2010г. Решение таможенного органа было направлено в адрес заявителя 01 июля 2010г, согласно штампу почтового органа на конверте.



Представители таможенного органа в судебном заседании с требованиями не согласились.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд

Установил:

Как следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар - комплекс реабилитационный изделий медицинской техники -компрессоры медицинские моделей S, SCE, HELPADENT производства фирмы MGF S.r.I, Италия.

Указанный товар предъявлен к таможенному оформлению по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821.

При ввозе товара в Российскую Федерацию заявителем уплачено:

ГТД №10110080/231009/0012776 и платежного поручения №17104 от 13.10.2009г. уплачен НДС по ставке 18% - 81 688 руб. 63 коп.;

ГТД №10110080/120809/0008300 и платежных поручений №13295 от 11.08.2009г. и №13217 от 10.08.2009г. уплачен НДС по ставке 18% - 64 593 руб. 72 коп.;

ГТД №10110080/110809/0008264 и платежных поручений №12620 от 28.07.2009г. и №12951 от 04.08.2009г. уплачен НДС по ставке 18 % - 6 201 руб. 72 коп.;

ГТД №10110080/100709/0006725 и платежных поручений №11126 от 09.07.2009г., №9585 от 15.06.2009г., №10649 от 29.06.2009г. уплачен НДС 1 по ставке 8% - 6 126 руб. 83 коп.;

ГТД №10110080/180609/0005821 и платежных поручений №8998 от 02.06.2009г., №9585 от 15.06.2009г. уплачен НДС по ставке 18% - 52 678 руб. 20 коп.

Итого уплачен НДС по ставке 18% в сумме 211 288 рублей 77 копеек.

В связи с тем, что НДС по указанному товару уплачен ошибочно, поскольку данный товар в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 №19 «Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002г. №19), не облагается НДС, заявитель обратился в таможенный орган с заявлением от 02.02.2010г. №И102/ИМС о возврате излишне уплаченного НДС в сумме 211 288 рублей 77 копеек (л.д. 15-16).

Решением таможенного органа от 21.05.2010г. №13-12/7494 обществу отказано в возврате НДС в сумме 211 288 рублей 77 копеек, поскольку при ввозе медицинской техники по №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 обществом не заявлялись льготы по уплате НДС. В качестве мотива отказа таможней также указано, что товар, оформленный по указанной ГТД и помещенный под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления выпущен, что свидетельствует о завершении ввоза указанного товара на таможенную территорию Российской Федерации. Таможней отмечено, что сумма НДС заявленная обществом к возврату, оплаченная по вышеуказанным в отношении изделия медицинской техники не может рассматриваться как излишне уплаченные таможенные платежи в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (л.д. 17-19).

Заявитель полагает, что Решение таможенного органа противоречит законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в суд.

Заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из оснований для выпуска товаров является уплата таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при декларировании товаров, и (или) предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.

Согласно статье 322 Таможенного кодекса Российской Федерации объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.

В силу статьи 150 и пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Статьей 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» предусмотрены тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз товара. При этом абзацем 3 статьи 34 упомянутого Закона установлено, что порядок предоставления льгот, установленных Законом, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 №19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 14 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации приборы и аппараты для лечения, наркозные, устройства для замещения функций органов и систем организма относятся к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике.

В Примечании 1 к данному Постановлению указано, что к перечисленной в названном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.

Как следует из материалов дела, на товар, ввезенный обществом на территорию Российской Федерации по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 - комплекс реабилитационный компрессоры медицинские моделей S, SCE, HELPADENT производства фирмы MGF S.r.I, Италия, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдано регистрационное удостоверение ФС № 2005/1351, действительное с 19.09.2005г. до 19.09.2015г. (л.д. 20-21).

В соответствии с Сертификатом соответствия № РОСС IТ.ИМ24.В01758 сроком действия с 08.09.2009г. по 09.06.2010г., выданным обществом с ограниченной ответственностью «Центр сертификации и декларирования», компрессоры медицинские моделей S, SCE, HELPADENT. с кодом 945220 (л.д. 14 - 15).

Медицинская техника, имеющая код классификации ОК 005-93 (ОКП) 945220, входит в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на Территории РФ не подлежит налогообложению НДС.

Данная медицинская техника классифицирована как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, входящая в группу изделий с кодом 94 4400.

Таким образом, правомерность применения льгот по уплате НДС в отношении ввезенных обществом на таможенную территорию Российской Федерации изделий медицинской техники по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 подтверждена доказательствами, представленными в материалы дела. Данный факт не оспаривается таможенным органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При подаче этого заявления правопреемником плательщика к указанному заявлению также должны прилагаться документы, подтверждающие его правопреемство. Если таможенные пошлины, налоги были уплачены иным лицом, к такому заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику (его правопреемнику). При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).

Поскольку ввезенный обществом товар по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 не подлежит обложению НДС в силу действующего законодательства, но при таможенном оформлении товара заявителем уплачен НДС по ставке 18% в сумме 211 288 рублей 77 копеек, указанная сумма НДС подлежит возврату заявителю в полном объеме.

Довод таможенного органа о том, что если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации не заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей и товары выпущены (помещены под избранный таможенный режим), представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. Также таможня ссылается на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации льгота в виде возврата ранее уплаченного НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации не предусмотрена.

Данные доводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку право на освобождение от уплаты НДС гарантировано заявителю статьями 149, 150 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002г. №19 и предоставлено ему в силу специфики ввозимого товара - медицинские изделия, относящиеся к ряду важнейших и жизненно необходимых.

В соответствии с пунктом 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Таким образом отсутствие в ГТД указания на льготы по уплате НДС не может препятствовать получению льгот по уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного НДС, поскольку НДС по ставке 18% в сумме 211 288 рублей 77 копеек фактически обществом уплачен, что подтверждается платежным документами, а товар, ввезенный обществом по вышеуказанной ГТД не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Факт непредставления обществом при подаче таможенной декларации сведений о применении льготы по уплате таможенных платежей, в силу положения статьи 355 ТК РФ, не может являться препятствием для реализации права на ее получение.

Кроме того, при обращении заявителя в таможенный орган с заявлением от 02.02.2010г. №И102/ИМС о возврате излишне уплаченного НДС при ввозе товара по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821, обществом представлены необходимые документы, подтверждающие право на возврат НДС, в том числе, платежные документы, подтверждающее уплату НДС, регистрационное удостоверение ФС N 2005/1351 с приложением, сертификат соответствия № РОСС IT.ИМ24В01758 с приложением.

При указанных обстоятельствах, арбитражным судом установлено, что НДС в сумме 211 288 рублей 77 копеек, уплаченный обществом при декларировании товара – «компрессоры медицинские моделей S, SCE, HELPADENT» по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 подлежит возврату, поскольку обязанность по уплате НДС у общества не возникла, не указание в ГТД сведений о применении льгот в отношении ввозимого товара не ограничивает право декларанта на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в возврате излишне уплаченного обществом НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара – «компрессоры медицинские моделей S, SCE, HELPADENT» по ГТД №№ 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 по ставке 18% в сумме 211 288 рублей 77 копеек.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о возврате государственной пошлины заявителю, арбитражный суд учитывает следующее.

При подаче искового заявления ЗАО «Компания «Интермедсервис» уплачена государственная пошлина по платежному поручению №12363 от 11.08.2010г. в размере 13 225 рублей 78 копеек (л.д.6).

Расходы заявителя на оплату госпошлины за подачу настоящего заявления относятся на таможенный орган. При этом государственная пошлина в сумме 4 000 рублей подлежит возврату истцу из федерального бюджета как излишне уплаченная (ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, п. 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 91 от 25.05.2005 г.).

Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 225 рублей 78 копеек на основании ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 177, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и подлежащим отмене Решение Щелковской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных сумм НДС, выраженное в письме от 21.05.2010г. №13-12/7494.

Обязать Московскую областную таможню произвести возврат Закрытому акционерному обществу «Компания «Интермедсервис» излишне уплаченных сумм НДС по ГТД № 10110080/231009/0012776, 10110080/120809/0008300, 10110080/110809/0008264, 10110080/100709/0006725, 10110080/180609/0005821 в размере 211 288 рублей 77 копеек.

Взыскать с Московской областной таможни в пользу Закрытого акционерного общества «Компания «Интермедсервис»расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 225 рублей 78 копеек.

Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины.

Возвратить Закрытому акционерному обществу «Компания «Интермедсервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья Н.В.Севостьянова