Судебная практика

Решение от 2008-04-07 №А53-2346/2008. По делу А53-2346/2008. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону Дело № А53-2346/2008-С5-46 «07» апреля 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2008 г.

Судья Э.П. Мезинова,

при ведении протокола судебного заседания судьей Мезиновой Э.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпр Ф.И.О. br>
к ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону

третье лицо – ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону

об обязании произвести зачет либо возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 5294,41 рублей;

при участии:

от заявителя – представитель Марагаева Е.В., дов. от 04.03.2008;

от ИФНС – начальник юридического отдела Положий Н.В., дов. №340 от 01.02.2008;



от ГУ УПФР – специалист-эксперт Штода Н.М., дов. № 1 от 09.01.2008;

Установил:

в Арбитражный суд Ростовской области обратился индивидуальный предприниматель Енник П.П. к ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону с заявлением об обязании ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону произвести зачет либо возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 5294,41 рублей. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону.

В судебном заседании представитель заявителя представил ходатайство, которым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил заявленные требования и просил суд обязать налоговый орган – ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону – произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5146 рублей. В остальной части требований заявитель отказался. Ходатайство судом удовлетворено.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, мотивируя свою позицию тем, что 17 ноября 2006 года и 25 января 2007 года квитанциями № 256332865 и № 306091266 индивидуальным предпринимателем Енником П.П. были перечислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 3534,41 рублей и 1760 рублей соответственно. Однако при уплате данных взносов была допущена ошибка – в квитанциях неправильно указан код бюджетной классификации (КБК). В результате у предпринимателя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5294,41 рублей. В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем в ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону 20.04.2007 было представлено заявление с просьбой произвести зачет ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 5294,41 рублей в счет страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии. ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону Решением №511 от 25.04.2007 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Ениика П.П. было отказано. 06.06.2007 предпринимателем было представлено заявление о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 5294,41 рублей. ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону Решением №756 от 25.07.2007 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Енника П.П. было отказано.

Представитель заинтересованного лица настаивал на отказе в удовлетворении требований предпринимателя в соответствии с представленым отзывом на заявление индивидуального предпринимателя Енника П.П. Позиция заинтересованного лица аргументирована тем, что действующее законодательство Российской Федерации не наделяет налоговые органы правом на осуществление зачета (возврата) сумм ошибочно уплаченных страховых взносов ввиду отличительных признаков налогов и страховых взносов, обуславливающих их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, в связи с чем положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) сумм ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Представитель третьего лица пояснил, что не возражает против удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Енника П.П. о зачете ошибочно уплаченных сумм по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Позиция третьего лица аргументирована тем, что в соответствии с приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» главным распорядителем средств федерального бюджета администратором поступлений в бюджеты РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии является Федеральная налоговая служба. Представитель органа пенсионного фонда подтвердил наличие переплаты по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5146,41 рублей.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд Установилследующее.

Индивидуальный предприниматель Енник Павел Павлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.02.2000, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя серия 61 №002722143, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону.

17 ноября 2006 года и 25 января 2007 года квитанциями № 256332865 и № 306091266 индивидуальным предпринимателем Енником П.П. были перечислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 3534,41 рублей и 1760 рублей соответственно.



При уплате данных взносов была допущена ошибка – в квитанциях неправильно указан код бюджетной классификации (КБК). Вместо КБК 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии) указан КБК 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии). В результате у предпринимателя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5294,41 рублей.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем в ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону 20.04.2007 было представлено заявление с просьбой произвести зачет ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 5294,41 рублей в счет страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии. ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону Решением №511 от 25.04.2007 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Ениика П.П. было отказано.

06.06.2007 предпринимателем было представлено заявление о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 5294,41 рублей. ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону Решением №756 от 25.07.2007 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Енника П.П. было отказано.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону в решениях об отказе в осуществлении зачета (возврата) указала на то, что нормы действующего Налогового кодекса и Закона РФ №167-ФЗ от 15.12.2001 не наделяют налоговые органы правом на осуществление зачета (возврата) суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые не отвечают понятию налога.

Не согласившись с позицией налогового органа, индивидуальный предприниматель Енник Павел Павлович обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пени и штрафов. Указанное право обеспечивается установленной подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанностью налоговых органов произвести возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Порядок возврата или зачета излишне уплаченных в бюджет сумм предусмотрен главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога, сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).

Согласно статье 2 ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса не противоречит сущности платежей как возмездных и неналоговых.

Как следует из материалов дела, заявителем были перечислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 3534,41 рублей и 1760 рублей, всего на сумму 5294,41 рублей.

Налоговым органом не оспаривается тот факт, что указанная сумма, уплаченная заявителем, поступила в бюджет, что подтверждается данными лицевого счета налогоплательщика.

Налоговым органом также не оспаривается факт отсутствия у заявителя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Статьей 3 Федерального закона № 167-ФЗ определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона №167-ФЗ уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, зачисляются в один бюджет – бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, законодательством РФ установлен механизм распоряжения бюджетными средствами, которое может осуществляться государственными органами в пределах установленной компетенции. Возврат (зачет) денежных средств из бюджета относится к полномочиям по распоряжению бюджетными средствами, которыми государственный орган должен быть наделен в установленном законом порядке.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона №167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы. Пунктами 6 и 8 данной статьи установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, а Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 №174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Следовательно, обязанность по зачету (возврату) страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

В соответствии с пунктом 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 №116н, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно пункту 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 №бг-16-05/189/МЗ-08-32/2с налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС в части платежей, относящихся к ПФР.

При рассмотрении данного дела судом учтена правовая позиция, сформулированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации применительно к данной категории споров.

В соответствии с Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 № 2776/06 и № 4240/06 право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в силу Федерального закона от 15.08.1996 №115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предоставлено Федеральной налоговой службе.

В соответствии с Приложением 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации № 74н от 24.08.2007, главным администратором поступлений взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного Фонда РФ является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Таким образом, уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5146 рублей являются излишне уплаченными, поступили в бюджет, что подтверждается Актом сверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 01.04.2008, ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 29.02.2008, протоколом к ведомости уплаты страховых взносов от 29.02.2008, выписками из лицевого счета по состоянию на 01.04.2008. Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отсутствует. Доказательства соблюдения досудебного порядка суду представлены. Согласно пункту 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, сбора и пени, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя об обязании налогового органа – ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону – произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5146 рублей, обоснованны, подтверждены надлежащими доказательствами и подлежат удовлетворению.

В части отказа заявителя от требований в сумме 148,41 рублей дело подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Обязать ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону произвести возврат индивидуальному предпр Ф.И.О. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5146 рублей в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Взыскать с ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону в пользу индивидуального предпр Ф.И.О. расходы по уплате госпошлины в размере 206 рублей.

Возвратить индивидуальному предпр Ф.И.О. из федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 294 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Э.П. Мезинова