Судебная практика

Решение от 29 апреля 2011 года № А40-17471/2011. По делу А40-17471/2011. Москва.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Москва Дело № А40-17471/11

29 апреля 2011 года 20-80

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2011 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи: Бедрацкой *.*.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шерстневым *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“



ответчик ИФНС России № 25 по г. Москве

о признании незаконными решения № 783 от 21.09.2010, № 243 от 21.09.2010

при участии:

от заявителя: Прохоровой *.*. дов. № 13 от 16.02.2011, Орловской *.*. дов. № 15 от 12.04.2011, Шерышева *.*. дов. № 16 от 12.04.2011

от ответчика: Панкина *.*. дов. № 05-01/005 от 11.01.2011, Башкирцевой *.*. дов. № 05-01/11 от 30.03.2011

Установил:

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 25 по г. Москве о признании незаконными решения № 783 от 21.09.2010, № 243 от 21.09.2010.

Арбитражным судом г. Москвы восстановлен срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России № 25 по г. Москве от 21.09.2010 № 783 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, № 243 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что принятые налоговым органом решения незаконны, не соответствуют требованиям налогового законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых решениях и отзыве, указав на то, что отсутствуют условия для принятия НДС к вычету, заявителем получена необоснованная выгода, к вычету принят НДС по затратам, не относящимся к объектам недвижимости, принадлежащих на праве собственности БФ «Институт социального развития». Кроме того, истек срок давности предъявления НДС к вычету.



Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, в период 07.05.2010 по 09.08.2010 ИФНС России № 25 по г. Москве провела камеральную налоговую проверку на основании представленной заявителем 07.05.2010 уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009, в которой заявлено право на возмещение НДС в размере 33259750 руб.

18.08.2010 ответчиком составлен акт камеральной налоговой проверки № 253.

Заявителем представлены возражения на акт камеральной налоговой проверки № 253 от 18.08.2010.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки ответчиком приняты решения от 21.09.2010 № 243 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 783 об отказе в возмещении (полностью) суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которыми,

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ привлечено к налоговой ответственности за неуплату НДС за 4 квартал 2009 в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога – 181162 руб.;

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ отказано в возмещении из бюджета НДС за 4 квартал 2009 в сумме 33259750 руб.;

заявителю доначислена к уплате в бюджет сумма НДС за 4 квартал 2009 года в размере 905806 руб.

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“, не согласившись с принятыми налоговым органом решениями, считает их незаконными и необоснованными, не соответствующими действующему налоговому законодательству, что послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Принимая Решение, суд руководствовался следующим.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 171 НК РФ, организация имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты – суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, которые приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при их приобретении, и после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Из положений п.п. 1, 2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ, следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг) и получения счетов-фактур с учетом цели их приобретения.

При соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг).

Между НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ и ЗАО «Спортивный комплекс «Лисья нора» 06.08.2002г. заключен инвестиционный Договор на выполнение функций технического заказчика и ведения технического надзора, предметом которого являлось обеспечение строительства «под ключ» спортивно-стрелкового комплекса под названием «Лисья нора», включающего 22 объекта недвижимости, заявитель являлся Застройщиком, который принял обязательства после завершения строительства принять спортивно-стрелковый комплекс и оплатить понесенные расходы на строительство и вознаграждение ССК «ЛН», а ССК «ЛН» (Технический Заказчик), принял на себя обязательства по организации и выполнению всего комплекса работ по строительству и оснащению 22 объектов недвижимости «под ключ».

Судом признается необоснованным довод инспекции о том, что Договор от 06.08.2002г. не является инвестиционным, в связи с чем, порядок выставления сводных счетов-фактур для НДС к вычету, разъясненный в письме Минфина РФ № 03-04-10/07 от 24.05.2006г., применяться не может, а сводные счета-фактуры № 161009/01 от 16.10.2009г., №№ 16009/02-16009/22 от 16.10.2009г. и счет-фактура на вознаграждение ССК «ЛН» №1610/02 от 16.10.2009г. (Приложение №9) на общую сумму НДС - 34 165 556,24 руб. выставлены неправомерно. Договором б/н от 06.08.2002г. (и дополнительным соглашением от 01.10.09г.) не оговорены источники и сроки финансирования, он не может считаться договором инвестирования строительства», ЗАО «ССК «Лисья нора» не выполняло функции заказчика-застройщика, а выполняло функции технического заказчика и осуществляло только технический надзор за строительством.

В соответствии со статьями 1,2,4 Федерального закона № 39-ФЗ от 25.02.1999г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» он распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, т.е. с вложением каких-либо средств и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В соответствии с п. 2.1. Договора от 06.08.2002г., в редакции дополнительного соглашения к нему от 11.11.2002г., предметом договора является содействие и обеспечение в организации строительных работ объекта «под ключ», с указанием всех обязательств Технического заказчика, которые в совокупности являются реализацией инвестиционного проекта, а не только выполнением функции технического надзора. Технический заказчик в соответствии с условиями Договора от 06.08.2002г. является «Заказчиком» с точки зрения определения, закрепленного в п. 3 ст. 4 вышеуказанного закона.

В соответствии со ст. 2, 9 вышеназванного закона, заявитель инвестировал строительство 22 объектов недвижимости для собственных нужд. Право собственности на 22 объекта недвижимости оформлено на НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“, финансирование осуществлялось на основании ст. 9 вышеназванного закона, которой установлено, что финансирование капитальных вложений осуществляется инвестором за счет собственных и (или) привлеченных средств. Данная норма позволяет инвестору привлекать финансирование от третьих лиц, не ограничивая его при этом в выборе формы такого «привлечения средств» и не ограничивает фактические сроки такого финансирования (до начала реализации инвестиционного проекта или после по факту передачи объектов капитального строительства инвестору).

В соответствии со статьями 4,6,9 вышеназванного закона, а также пунктами 3.2. Договора от 06.08.2002г., п. 1.5., 1.6., 1.12 дополнительного соглашения от 11.11.2002г., п. 4 и 5 дополнительного соглашения от 01.10.2009г., НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ осуществил финансирование инвестиционного проекта в размере и в сроки, согласованные с ССК «ЛН», что подтверждается платежными поручениями № 91 от 28.04.2010г. об уплате вознаграждения ССК «ЛН» в размере 7080 00,00 руб.; № 115 от 28.05.2010г. о возмещении расходов ССК «ЛН» в размере 1000000 руб.; № 355 от 20.12.2010г. о возмещении расходов ССК «ЛН» в размере 232852359,40 руб.

Заявитель исходя из условий Договора от 06.08.2002г., и дополнительных соглашений к нему, является инвестором, с точки зрения определения, закрепленного в п. 3 ст. 4 вышеуказанного закона;

такие условия, как источники и сроки финансирования не признаются существенными ни вышеназванным законом, ни законом РСФСР от 26.06.1991г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», при отсутствии которых договор не признается договором инвестирования строительства. Более того, субъекты инвестиционной деятельности определяют свои обязательства и условия договора самостоятельно (п. 1 ст. 7 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР), а инвестору предоставлено право самостоятельно определять объемы и направления капитальных вложений (ст. 6 закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Кроме того, п. 4 и 5 дополнительного соглашения от 01.10.2009г и Приложением № 1 к нему сторонами были определены порядок и сроки финансирования, и окончательная сумма инвестиций, подлежащая оплате заявителем, как инвестором.

Судом также признается несостоятельным довод ответчика о том, что заявитель не вправе получать и использовать для предъявления вычета по НДС счета-фактуры, составленные ССК «ЛН» в соответствии с требованиями НК РФ и разъяснениями из письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24.05.2006г. № 03-04-10/07.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются, не позднее 5 дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Договором от 06.08.2002г., с учетом всех дополнительных соглашений к нему (п. 2.1., 5.6., 6.1.) предусмотрена передача результатов выполненных работ заявителю после получения свидетельств о регистрации права собственности на все объекты. Передача результатов выполненных работ по этапам, и передача расходов ССК «ЛН» по этапам вышеназванным договором не предусмотрена.

Результаты выполненных работ (22 объекта недвижимости) были переданы НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ 16.10.2009г. по авизо №1ЛН от 16.10.2009г. и Акту № 161009/2 от 16.10.2009г. Все счета-фактуры, вставленные ССК «ЛН» в рамках Договора от 06.08.2002г., датированы 16 октября 2009 года. Ко всем счетам-фактурам приложены копии первичных документов, поступивших в адрес ССК «ЛН» от подрядчиков в рамках исполнения Договора б/н от 06.08.2002г., все суммы могут быть идентифицированы.

Таким образом, счета-фактуры выставлены ССК «ЛН» в соответствии со ст. 168 НК РФ, и оформлены надлежащим образом, предусмотренным законодательством о налогах и сборах, в силу чего являются надлежащим основанием для предъявления НДС к вычету.

В соответствии с журналом учета полученных счетов-фактур за период с 01.10.09 по 31.12.09г. ССК «ЛН» предъявил, а заявитель принял и зарегистрировал 22 сводных счета-фактуры от 16.10.09г. на общую сумму НДС 33085556,23 руб. и 1 счет-фактуру № 1610/02 от 16.10.09г. в размере НДС 1080000,00 руб. на вознаграждение за услуги Технического заказчика.

22 объекта недвижимости приняты НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ и поставлены на баланс, что подтверждается авизо № 1/ЛН от 16.10.2009г., Актами о приеме-передаче зданий (сооружения) № 000001/1 – 00000022 от 16.10.2009г., составленными по форме ОС-1а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003г. № 7, инвентарными карточками учета объекта основных средств № 0000001 – 00000022 от 16.10.2009г., составленными по форме ОС-1а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003г. № 7.

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ получены сводные счета-фактуры по 22 объектам недвижимости, что подтверждается внесением сведений в журнал учета полученных счетов-фактур за период с 01.10.2009 по 31.12.2009г., номера журнала по порядку 1-22), и самими счетами-фактурами № 161009/1 от 16.10.09г., №№ 16009/02-16009/22 от 16.10.09г. НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ получен счет-фактура в отношении вознаграждения ССК «ЛН» № 1610/02 от 16.10.09г., о чем внесены сведения в журнал учета полученных счетов-фактур за период с 01.10.2009 по 31.12.2009г.

22 объекта недвижимости были переданы заявителем в аренду на основании договора аренды № А/ИСР-ЛН171009 от 17.10.2009г., что подтверждается актом приема-передачи от 17.10.2009г. по вышеназванному договору аренды. Доходы в виде арендной платы были включены в декларацию по НДС (номер корректировки 3) за 4 квартал 2009 г.

Таким образом, в полном соответствии со ст. 169, 171 и 172 НК РФ, НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ правомерно принял НДС к вычету в размере 34165556 руб. и соответствии со ст. 176 НК РФ предъявил сумму НДС в размере 33259750 руб. к возмещению.

Ответчик указывает на отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, а также на отсутствие активов, необходимых для оплаты возмещаемых расходов по строительству.

В связи с отсутствием специального персонала, а также в связи с отсутствием лицензии на осуществление строительных работ или на осуществление функций заказчика-застройщика, заявитель заключил Договор от 06.08.2002г. с ССК «ЛН» - специализированной организацией, обладающая необходимым персоналом, лицензией от 01.08.2002г. на выполнение функций заказчика-застройщика, технологический и строительный инжиниринг, и расположенной в районе осуществления строительства спортивного комплекса, что подтверждается п.1.3. Устава ССК «ЛН».

Таким образом, в связи с привлечением ССК «ЛН» у НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ появились необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности – строительства 22 объектов недвижимости в составе спортивно-стрелкового комплекса, в связи с чем, вывод ответчика не является подтверждением необоснованной налоговой выгоды.

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ полностью исполнил свои обязательства по оплате в соответствии с условиями Договора от 06.08.2002г.

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ учитывал для целей налогообложения все хозяйственные операции, которые он осуществлял, причем, как коммерческую деятельность (в соответствии с уставными целями и задачами Фонда), так и некоммерческую уставную деятельность, что подтверждается декларацией по НДС (номер корректировки 3) за 4 квартал 2009 года, в которой рассчитан не только налоговый вычет по НДС и сумма НДС к возмещению из бюджета, но и налоговая база по операциям от реализации в размере 5032258 руб., и, соответственно, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в размере 905806 руб. Данная сумма была исчислена, в том числе, с операции реализации – передачи в аренду 22 объектов недвижимости ССК «ЛН» по договору аренды № А/ИСР-ЛН171009 от 17.10.2009г.

Таким образом, заявитель в соответствии с требованиями действующего законодательства, отражал все хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением права на вычет НДС.

Действующим законодательством РФ не предусмотрены ограничения, в соответствии с которыми все операции по строительству должны совершаться исключительно по месту нахождения налогоплательщика. Все объекты недвижимости построены на представленном в установленном порядке земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 27/09/2001, и договором аренды №04036-Z от 01 февраля 2006 г.

22 объекта недвижимости поставлены на налоговый учет в ИФНС России по г. Дмитров Московской области (по месту их нахождения), о чем имеются Уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации от 26.12.2009г. за №№ 833555, 833527, 833531, 833535, 833539, 833543, 833547, 833523, 833551, от 06.01.2010г. за №№ 835500, 835496, 835491, 835486, 835481, 835477, 835473, 835469, 835465, 835461, 835457, 835453.

Нахождение сотрудников Фонда (за исключением генерального директора) по адресу г. Москва, ул. Малая Полянка, д.2, обусловлено заключением соответствующего договора, и не противоречит действующему законодательству РФ. НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ зарегистрировал обособленное подразделение в ИФНС России № 6 по г. Москве (уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации от 14.05.2010г. № 383355). Факт заключения договоров аренды по своему местонахождению: г. Москва, ул. М. Калужская, дом 15, строение 5 (место нахождения генерального директора) ответчиком признается.

Таким образом, заявитель осуществлял операции, как по своему месту нахождения, так и в Московской области соответствии с требованиями действующего законодательства.

В течение 2004-2007гг. НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ осуществлял операции облагаемые НДС (вел и коммерческую деятельность) и уплачивал НДС в бюджет, что подтверждается следующими документами, исчислено к уплате в бюджет за 4 квартал 2004г. – 135 руб. (п/п 112 от 20.01.05 на сумму 150 руб.), исчислено к уплате в бюджет за 1 квартал 2005г. – 135 руб. (п/п 141 от 18.04.05 на сумму 120 руб.), 2 квартал 2005г. – 135 руб. (п/п 181 от 28.07.05 на сумму 135 руб.), 3 квартал 2005г. – 135 руб. (п/п 208 от 20.10.05 на сумму 135 руб.), 4 квартал 2005г. – 135 руб. (п/п 236 от 29.12.05 на сумму 135 руб.), исчислено к уплате в бюджет за 1 квартал 2006г. - 135 руб. (п/п 257 от 18.04.06г. на сумму 135,00 руб.), за 2 квартал 2006г. – 100635 руб. (п/п 297 от 18.07.06г. на сумму 100635,00 руб.), исчислено к уплате в бюджет за 1 квартал 2007г. – 80739 руб. (п/п 419 от 28.04.07 на сумму 80671,82 руб.).

Суд Установил, что НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ и ССК «ЛН» открыли счета в одних банках для снижения рисков, связанных с деятельностью банковской системы, и ускорения процесса взаиморасчетов, учитывая заключение между ними Договора от 06.08.2002г.

Для строительства 22 объектов недвижимости был заключен только 1 договор со специализированной организацией ССК «ЛН» (Договор от 06.08.2002г.), что соответствует закону от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Заключение такого договора было вызвано объективными факторами, в штате числится 6 человек, отсутствуют квалифицированные работники по строительству, объекты недвижимого имущества построены в МО г. Дмитров. Юридический адрес г. Москва. Кроме того, функция заказчика-застройщика являлась лицензируемым видом деятельности в соответствии со ст. 17 федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия у заявителя отсутствовала, тогда как у ССК «ЛН» такая лицензия имелась, и деятельность ССК «ЛН» осуществлялась в данном регионе. ССК «ЛН» посреднической организацией не являлась. Заявитель не использовал посредников при осуществлении хозяйственной операции по строительству 22 объектов недвижимости.

НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ и ССК «ЛН» не являются взаимозависимыми друг к другу по п.п. 1-3 п. 1 ст. 20 НК РФ, организации не участвуют друг в друге прямо или косвенно, генеральный директор заявителя и директора ССК «ЛН» не состояли и не состоят в семейных отношениях, и не подчинялись друг другу по должностному положению, никогда не являлись работниками заявителя или ССК «ЛН». Доказательств иного ответчиком не представлено.

Суворова *.*. , генеральный директор НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ с момента создания, является руководителем ООО «РУМЕЛКО» только с 2009 года, протокол от 24.02.2009г., а единственный факт получения в 2004 году ССК «ЛН» оплаты за оказание услуг по проведению корпоративного мероприятия ООО «РУМЕЛКО», не свидетельствует, что ООО «РУМЕЛКО» могло оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ или ССК «ЛН», поскольку для ССК «ЛН» это не являлось единственным или основным источником доходов в 2004 году, что подтверждается Справкой от 10.02.2011г. б/н.

Одновременно, Прохорова *.*. , являясь начальником юридического отдела ООО «РУМЕЛКО», и не являясь работником ООО «Сталь» (справка ООО «Сталь» от 14.02.2011г.), в качестве рядового сотрудника, и в качестве избранного секретаря наблюдательного совета ССК «ЛН», который не имеет права голоса по вопросам повестки дня, соответственно, не имеет никакой возможности оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности ни одной из организаций.

Выводы о взаимозависимости через ОСОО «Стрелковый союз России» также являются несостоятельными, поскольку данная организация не является стороной в сделке, между заявителем и ССК «ЛН» по строительству 22 объектов недвижимости.

Функционирование ССК «ЛН», как спортивного комплекса, обусловлено особенностью стрелковых видов спорта, для спортинга достаточно наличие стрелковых - метательных машинок и специальных тарелочек к ним, в связи с чем, проведение соревнования не является подтверждением использования всех 22 объектов недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 4 закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», заказчик, не являющийся инвестором, (в данном случае ССК «ЛН») наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями.

Поскольку Договором от 06.08.2002 года была предусмотрена передача заявителю объектов, построенных «под ключ», то до их передачи, ССК «ЛН» обязан был проводить проверить функциональность построенных объектов в тестовом режиме, для выявления недостатков и их устранения. Уплата какого-либо дохода от ССК «ЛН» данным договором не предусмотрена.

До момента передачи 22 объектов недвижимости от ССК «ЛН» (до 2009 года), заявитель не обладал правом владения, пользования и распоряжения этими объектами, т.е. сам использовать их не имел юридической и фактической возможности.

В связи с отсутствием договорных отношений, направленных на получение дохода от использования 22 объектов недвижимости, а также в связи с отсутствием факта реального использования заявителем указанных объектов, у него отсутствовали правовые основания для исчисления и уплаты налогов с неполученных им доходов.

Как следует из текста оспариваемого решения № 243, на запрос ответчика № 18-12-15296/779 от 01.04.2010г. Московский филиал ОАО «Липецккомбанк» ответил, что согласно банковской выписке прослеживается получение денежных средств, а именно в виде пожертвования по договорам благотворительных договоров, денежные средства расходуются на уплату налогов, аренды за земельный участок, по договорам благотворительных пожертвований. НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ занимался и занимается благотворительной деятельностью, и в соответствии со ст.7 федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» занимается предпринимательской деятельностью - сдает в аренду 22 объекта недвижимости, в соответствии с Уставом и для достижения одной из своей целей, содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

Таким образом, действия заявителя были направлены не на получение необоснованной налоговой выгоды, а на строительство и обеспечение функционирования объектов недвижимости, необходимых для создания спортивно-стрелкового комплекса на территории Московской области. Факт реального создания 22 объектов недвижимости признается и не оспаривается ответчиком. Также ответчиком не оспаривается, что все объекты сданы в аренду ССК «ЛН», и используются ССК «ЛН» в рамках заключенного договора аренды. Реальность совершенных хозяйственных операций подтверждается также тем, что заявитель в полном объеме выполнил свои обязательства по договору с Техническим заказчиком (ССК «ЛН») и оплатил ему вознаграждение и понесенные расходы в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 91 от 28.04.2010г. об уплате вознаграждения ССК «ЛН» в размере 7080000,00 руб.; № 115 от 28.05.2010г. о возмещении расходов ССК «ЛН» в размере 1000000 руб.; № 355 от 20.12.2010г. о возмещении расходов ССК «ЛН» в размере 232852359,40 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от 06.08.2002г. к Договору от 06.08.2002г. с ССК «ЛН», стороны предварительно согласовали перечень строений – объектов недвижимости, которые будут входить в состав Объекта – Спортивно-стрелковый комплекс «Лисья нора», под следующими условными названиями. В данном дополнительном соглашении были определены ориентировочные названия объектов и их предварительное целевое назначение.

Названия, используемые сторонами в Дополнительном соглашении от 01.10.2009г. к Договору от 06.08.2002г., были присвоены каждому из объектов на основании полученных разрешений на строительство в отношении каждого из 22 объектов недвижимости. До этого момента таких названий объектов не существовало, и использовать их в договорах с подрядчиками ССК «ЛН» не имел возможности. По этой же причине ССК «ЛН» осуществлял ведение бухгалтерского учета по объектам под «условными названиями», и только получив разрешения с официальными названиями объектов, ССК «ЛН» стал их использовать при передаче заявителю. Поскольку стройка осуществлялась ССК «ЛН» в период с 2002 по 2009 год, что признается ответчиком, изначально определить будущие названия объектов не представлялось возможным.

Довод ответчика о незаконном включении в сводный счет-фактуру счетов-фактур подрядчиков, в которых были указаны такие работы, как «монтаж водоснабжения, канализации», «монтаж сан. технических приборов», «монтаж водоснабжения» и т.д., не соответствуют условиям Договора от 06.08.2002г., с учетом дополнительных соглашений, поскольку в соответствии с п. 2.1., 5.6. Договора от 06.08.2002г., в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2002г. ССК «ЛН» должен сдать объекты «под ключ», «после завершения строительства ввести Объект в эксплуатацию». При этом в соответствии с подпунктами 6-8 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекс РФ, для выдачи разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, необходимо наличие документов, подтверждающих соответствие объекта требованиям оснащенности объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, подтверждающих соответствие техническим условиям сетей инженерно-технического обеспечения, схемы расположения сетей инженерно-технического обеспечения и т.д. Без выполнения заказанных у подрядчиков работ по монтажу инженерных коммуникаций, тепло и водоснабжения, ССК «ЛН» не мог предъявить объекты к приемке и получить разрешения на ввод в эксплуатацию, а также свидетельства о праве собственности заявителя на 22 объекта недвижимости. Свидетельства о праве собственности получены и переданы заявителю.

В соответствии с п. 2.1. Договора от 06.08.2002г. (в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2002г., дополнительного соглашения от 11.11.2002г.), п. 6 дополнительного соглашения от 01.10.2009г. услуги, работы ССК «ЛН» признаются выполненными после регистрации права собственности на построенные «под ключ» объекты, подписания сторонами Акта, одновременно с которым будет предоставлен сводный счет-фактура и счет-фактура на услуги ССК «ЛН». Сдача работ поэтапно, предоставление счетов-фактур поставщиков, с которыми у заявителя нет договорных отношений, Договором от 06.08.2002г., дополнительными соглашениями к нему не предусмотрены, ССК «ЛН» не имел право предъявлять заявителю счета-фактуры за период со 2 квартала 2003 года и по 01.01.2007г., поскольку свидетельства о праве собственности на объекты не были и не могли быть получены в тех периодах.

Договором от 06.08.2002г., с учетом всех дополнительных соглашений к нему (п. 2.1., 5.6., 6.1.) предусмотрена передача результатов выполненных работ после получения свидетельств о регистрации права собственности на все объекты. Передача результатов выполненных работ по этапам, и передача расходов ССК «ЛН» по этапам вышеназванным договором не предусмотрена. Свидетельства о праве собственности на 22 объекта недвижимости датированы 14 и 16 октября 2009 года.

Результаты выполненных работ (22 объекта недвижимости) были переданы заявителю 16.10.2009г. по авизо №1ЛН от 16.10.2009г. и Акту № 161009/2 от 16.10.2009г. Все счета-фактуры, выставленные ССК «ЛН» в рамках Договора от 06.08.2002г., датированы 16 октября 2009 года. Ко всем счетам-фактурам приложены копии первичных документов, поступивших в адрес ССК «ЛН» от подрядчиков в рамках исполнения Договора б/н от 06.08.2002г., все суммы могут быть идентифицированы.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются, не позднее 5 дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, счета-фактуры, выставленные ССК «ЛН» в соответствии со ст. 168 НК РФ, являются единственным основанием для предъявления налогового вычета по НДС, а срок исковой давности предъявления НДС к вычету начинает исчисляться для заявителя с 01.01.2010 года в соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005г. № 119-ФЗ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного строительства в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

У НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ отсутствовали основания для применения данной нормы. Контрагентом заявителя по Договору от 06.08.2002г. являлся ССК «ЛН», и только его счета-фактуры являлись для заявителя основанием для предъявления НДС к вычету. Но до 16.10.2009г. у ССК «ЛН» отсутствовали какие-либо основания для предъявления сумм НДС, в силу невыполнения условий, установленных ст. 168 НК РФ (работы не были выполнены, 22 объекта недвижимости не были зарегистрированы, не были переданы заявителю). Одновременно, в силу отсутствия самих объектов они не могли быть поставлены на учет у заявителя, и, соответственно, не могли использоваться НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“, в том числе для операций, облагаемых НДС.

При этом указанная норма закона не применяется к отношениям по формированию сводного счета-фактуры ССК «ЛН», как заказчиком по инвестиционному договору.

Налоговый вычет по НДС сделан на основании сводного счета-фактуры ССК «ЛН», выставленного 06.08.2002г., а не подрядчиков, и отношений (в том числе по оплате товаров, работ, услуг) заявитель с подрядчиками не имел.

Письма Минфина не относятся к актам налогового законодательства в силу прямого указания ст. 4 НК РФ, и не устанавливают новых норм и правил, поскольку не являются нормативными правовыми актами в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, в силу чего письма не предоставляют налогоплательщику право на вычет по НДС. Таким образом, письмо Минфина № 03-04-10/07 от 24.05.2006г. на которое ссылается ответчик, разъясняет, как применять ст.169, 171, 172 НК РФ о налоговых вычетах, а само право на налоговый вычет возникло у заявителя в порядке и по основаниям, предусмотренным НК РФ, вне зависимости от даты издания вышеуказанного письма. Договор от 06.08.2002г. с ССК «ЛН» является инвестиционным по своей сути безотносительно возможности применения вышеуказанного письма Минфина к данной сделке.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ к ИФНС России № 25 по г. Москве.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина взыскивается с налогового органа в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, и подлежит уплате за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 110, 167, 170, 176, 201 АПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу РФ, решения ИФНС России № 25 по г. Москве от 21.09.2010 № 243 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 783 об отказе в возмещении (полностью) суммы НДС, заявленной к возмещению, вынесенные в отношении НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“.

Взыскать с ИФНС России № 25 по г. Москве в пользу НО Благотворительный фонд “Институт социального развития“ госпошлину в размере 4000 руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением № 41 от 17.02.2011, подлежащую уплате за счет средств федерального бюджета

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

СУДЬЯ *.*. Бедрацкая