Судебная практика

Постановление от 2011-04-21 №А58-6171/2010. По делу А58-6171/2010. Российская Федерация.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

Постановление

г. Чита Дело №А58-6171/2010

21 апреля 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2011 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Макарцева *.*. ,



судей Скажутиной *.*. , Капустиной *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Першиной *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Никифорова *.*. на Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2010 года по делу №А58-6171/2010 по иску Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027592, ОГРН 1021401067995) к индивидуальному предпринимател Ф.И.О. (ИНН 142501109875, ОГРН 304142527100036) о признании права собственности, признании сделки недействительной,

третьи лица – государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646), (суд первой инстанции: Аринчёхина *.*. ),

Установил:

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю Никифорову Виталию Михайловичу:

признать право собственности Республики Саха (Якутия) на административное здание, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2, кадастровый номер 14:27:008004:0164:98 204:845 203293;

признать договор купли-продажи недвижимого имущества от 19 октября 2009 года №4 между государственным унитарным предприятием «ДЕЗ ЖКХ по Таттинскому улусу» в лице конкурсного управляющего и индивидуальным предпринимателем Никифоровым *.*. , недействительным в силу ничтожности;

погасить запись регистрации от 16 декабря 2009 года №14-14-09/009/2009-265 о праве собственности Никифорова *.*. на административное здание, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Истец в судебном заседании от 24 ноября 2010 года в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просит: признать право собственности Республики Саха (Якутия) на административное здание, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2, кадастровый номер 14:27:008004:0164:98 204:845 203293 и погасить запись регистрации от 16 декабря 2009 года №14-14-09/009/2009-265 о праве собственности Никифорова *.*. на административное здание, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением от 21 декабря 2010 года суд признал право собственности Республики Саха (Якутия) на административное здание, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д. 11/2, кадастровый номер 14:27:008004:0164:98 204:845 203293. Взыскал с индивидуального предпринимателя Никифорова *.*. в доход федерального бюджета государственную пошлин у в размере 4 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказал.



Не согласившись с принятым Решением, индивидуальный предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права и не соответствующий единообразию сложившейся судебной практики. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции принял Решение без учета прав добросовестного приобретателя, указанных в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22, при наличии вступившего в силу решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) суда от 05 мая 2010 года, оставленного в силе Постановлением апелляционной инстанции от 07 сентября 2010 года по делу №А58-2165/2010, без признания торгов недействительными, где по договору купли-продажи № 4 от 19 октября 2009 года ответчик приобрел спорный объект недвижимости.

В представленном отзыве Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) считает доводы апелляционной жалобы неподлежащими удовлетворению и просит Решение суда от 21 декабря 2010 года оставить без изменения.

В отзыве на апелляционную жалобу государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» считает изложенные в ней доводы не подлежащими удовлетворению и просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2006 года по делу №А58-7817/2005 государственное унитарное предприятие «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Таттинского улуса» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

19 октября 2009 года между государственным унитарным предприятием «ДЕЗ ЖКХ Республики Саха (Якутия)» в лице конкурсного управля Ф.И.О. (продавец) и индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества № 4, по условиям которого продавец обязался передать в собственность, а покупатель приобрести в собственность недвижимое имущество: административное здание, общей площадью 76,9 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1993 года; адрес объекта: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д. 11/2, земельный участок на праве аренды – 620, 22 кв.м., кадастровый номер 14:27:008004:0253, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2(п.п.1 п.1.2 договора) на основании протокола аукционной комиссии об итогах аукциона о продаже имущества государственного унитарного предприятия «ДЕЗ по ЖКХ по Таттинскому улусу» от 19 октября 2009 года.

В пункте 1.1 договора указано, что на момент продажи имущество находится на балансе государственного унитарного предприятия «ДЕЗ ЖКХ по Таттинскому улусу». Продажа производится на основании оценки и вынесенного решения Территориального управления ФАУФИ Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), заключения № 03-2356 от 25 августа 2009 года, по отчету № 101-08/09 «Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества – административного здания, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2» от 18 августа 2009 года и Положения о порядке, сроков и условиях продажи имущества от 04 сентября 2009 года, утвержденного Решением собрания кредиторов.

В подпункте 2 пункта 1.2 договора указано, что отчуждаемое административное здание принадлежит продавцу на праве хозяйственного ведения, на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) № Р-2692 от 13 октября 2006 года. Земельный участок под административным зданием принадлежит на праве аренды продавцу на основании Распоряжения главы муниципального района Таттинского улуса № 279-Р от 13 мая 2009 года, согласно договору аренды земельного участка № 20 от 13 мая 2009 года.

Согласно пункту 2.1 договора, стоимость недвижимого имущества определена в размере 441 000 руб.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что покупатель обязуется оплатить задаток в размере 43 100 руб. и остаточную стоимость недвижимого имущества в размере 397 900 руб. в течение тридцати дней со дня подписания настоящего договора.

В соответствии с пунктом 2.3 договора оплата полной стоимости производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет или в кассу продавца.

Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что при полной оплате сторонами подписывается акт приемки-передачи предмета сделки и все технические документы, касающиеся недвижимого имущества передаются новому владельцу.

Сторонами договора подписан акт приема-передачи недвижимого имущества по состоянию на 19 октября 2009 года, в соответствии с которым государственное унитарное предприятие «ДЕЗ ЖКХ по Таттинскому улусу» в лице конкурсного управля Ф.И.О. передало, а индивидуальный предприниматель Никифоров *.*. принял недвижимое имущество: административное здание, общей площадью 76,9 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1993; адрес объекта: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2; земельный участок на праве аренды – 690,91 кв.м., кадастровый номер 14:27:008004:0253, адрес: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2, который является неотъемлемой частью договора купли-продажи № 4 от 19 октября 2009 года. Индивидуальный предприниматель Никифоров *.*. платежным поручением № 36 от 13 октября 2009 года на сумму 4 310 руб. и приходным кассовым ордером № 13 от 14 октября 2009 года на сумму 38 790 руб. оплатил задаток на участие в торгах, затем платежным поручением № 565 от 12 ноября 2009 года оплатил остаток суммы 397 000 руб.

На основании вышеуказанного договора купли-продажи ответчик зарегистрировал в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на здание административное, назначение нежилое, 1 – этажный, общая площадь 63,9 кв.м., инв. № 98 204 845/ТТ1/001589, лит А,а, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с. Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 14-АА № 589092.

Определением суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2009 года в отношении должника государственного унитарного предприятия «ДЕЗ ЖКХ Таттинского улуса» завершено конкурсное производство, в связи с чем государственное унитарное предприятие «ДЕЗ ЖКХ Таттинского улуса» ликвидировано и исключено из единого государственного реестра юридических лиц.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, согласившись с доводами истца, пришел к выводу о том, что государственное унитарное предприятие «ЖКХ Республики Саха (Якутия) не приобрело право хозяйственного ведения на спорное имущество, которое не подлежало включению в конкурсную массу как имущество предприятия (должника) и реализации в ходе конкурсного производства ввиду того, что право хозяйственного ведения на момент совершения сделки государственным унитарным предприятием «ЖКХ Республики Саха (Якутия) с ответчиком не было зарегистрировано. Факт совершения сделки купли-продажи сам по себе не может порождать у приобретателя право собственности на имущество, поскольку отсутствуют доказательства наличия прав на это имущество у продавца. Далее, суд пришел к выводу о том, что согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка от 19 октября 2009 года между государственным унитарным предприятием «ДЕЗ ЖКХ Республики Саха (Якутия)» в лице конкурсного управля Ф.И.О. (продавец) и индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. (покупатель) по реализации с торгов конкурсной массы ничтожна.

С такими выводами согласиться нельзя, они основаны на неправильном применении норм материального права.

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) № Р-2692 от 13 октября 2006 года спорный объект был передан государственному унитарному предприятию «ЖКХ Республики Саха (Якутия) на праве хозяйственного ведения (т.1, л.д.89, 90).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) № Р-1174 от 11 августа 2009 года уточнено наименование объекта – административное здание по адресу: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, Таттинский наслег, с.Ытык-Кюель, ул.Ойунского, д.11/2.

16 декабря 2009 года запись о праве хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия «ЖКХ Республики Саха (Якутия) внесена в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (т.1, л.д.13).

Как указано в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия «ЖКХ Республики Саха (Якутия) была осуществлена до государственной регистрации перехода права собственности к ответчику, на момент перехода право хозяйственного ведения уже имелось, что не противоречит закону и не позволяет применить положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следует также отметить, что право хозяйственного ведения было зарегистрировано только непосредственно перед регистрацией перехода права собственности к ответчику, в то время как для этого отсутствовали какие-либо препятствия. Для регистрации права хозяйственного ведения было достаточно лишь заявления представителя государственного унитарного предприятия «ЖКХ Республики Саха (Якутия) (т.1, л.д.138).

Распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) № Р-2692 от 13 октября 2006 года, которым имущество закреплялось собственником за государственным унитарным предприятием «ЖКХ Республики Саха (Якутия) на праве хозяйственного ведения, отменено не было, имуществом пользовалось именно государственное унитарное предприятие «ЖКХ Республики Саха (Якутия), у которого это имущество собственником ни юридически путем отмены распоряжения, ни фактически не изымалось, чем и был обусловлен ранее заявлявшийся иск индивидуального предпринимателя Никифорова *.*. к государственному унитарному предприятию «ЖКХ Республики Саха (Якутия) о выселении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. В случае несоблюдения данного требования арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункт 2).

Необращение государственного унитарного предприятия «ЖКХ Республики Саха (Якутия) до 16 декабря 2009 года за регистрацией права хозяйственного ведения при таких обстоятельствах может свидетельствовать лишь о злоупотреблении правом. Заявление Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) иска к ответчику при наличии неотмененного и впоследствии зарегистрированного распоряжения № Р-2692 от 13 октября 2006 года также свидетельствует о злоупотреблении правом, что само по себе являлось достаточным основанием для отказа в иске.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом (статья 129 названного Закона).

Следовательно, с момента проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество за государственным унитарным предприятием «ЖКХ Республики Саха (Якутия) (учитывая открытие к тому времени конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего), полномочия Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) как собственника в отношении спорного имущества были прекращены. В связи с этим сделка по реализации спорного имущества являлась ни ничтожной, как Установилсуд первой инстанции, а оспоримой, т.к. согласно пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

После государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество за государственным унитарным предприятием «ЖКХ Республики Саха (Якутия), при наличии открытого к тому времени конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) не являлось заинтересованным лицом, по иску которого сделка могла быть признана судом недействительной.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации Решение подлежит отмене.

Согласно статьи 110 Кодекса государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит взысканию с истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2010 года по делу №А58-6171/2010 отменить. В иске отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в пользу индивидуального предпринимател Ф.И.О. уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.

Председательствующий: *.*. Макарцев

Судьи: *.*. Скажутина

*.*. Капустина