Судебная практика

Решение от 10 декабря 2010 года № 3-69/2010Г. Решение от 10 декабря 2010 года № 3-69/2010Г. Волгоградская область.

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего судьи Гайдарова *.*.,

при секретаре Булдаковой *.*.

с участием представителей:

Управления Министерства юстиции РФ

по Волгоградской области Мантула *. Ф.И.О. *.*.

Общественного объединения

«Региональная национально-культурная

автономия казаков Волгоградской области» Таболаева *.*.

Кузнецова *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 10 декабря 2010 года гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации объединения,

Установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области обратилось в суд с иском к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации общественной организации, назначении ликвидационной комиссии, установлении порядка и сроков
ликвидации, мотивируя тем, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена, в связи с чем организации дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования. В установленный срок и до настоящего времени организацией предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации общественного объединения.

Представитель Управления МНС России по Волгоградской области в суд не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Манту Ф.И.О. *.*. требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представители общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» (далее ОО «РНКА казаков Волгоградской области») Кузнецов *.*. и Таболаев *.*. иск не признали, пояснив, что региональное общественное объединение создано для целей сохранения и развития своей культурно-национальной самобытности, защиты, восстановления и сохранения исконной культурно-исторической среды обитания в соответствии с действующим законодательством. ОО «РНКА казаков Волгоградской области» согласно п. 1.1 Устава создана как форма национально-культурного самоопределения и объединяет граждан РФ, проживающих в Волгоградской области, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения и обогащения исторического и культурного наследия, сохранения национальных традиций и обычаев, возрождения и развития художественных промыслов и ремёсел. В соответствии с законодательством казаки отнесены к этнической общности, и в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июня 1996г. за № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» имеют право создания национально-культурной автономии казаков. Требования и предписания Управления Министерства юстиции РФ по
Волгоградской области о переименовании, преобразовании в казачье общество считают незаконными, так как цели, задачи, порядок организации данных обществ не противоречат закону.

Проверив материалы дела, выслушав представителей Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Манту Ф.И.О. *.*., возражения представителей ОО «РНКА казаков Волгоградской области» Кузнецова *.*. и Таболаева *.*., суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях», в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“, основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Согласно
Закону РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1992г. № 632 «О мерах по реализации закона Российской Федерации « О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества, казачество определено как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.

В соответствии со ст.20 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992г.)(ред. От 21.12.2009г.), народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.

Статья 21 (право на культурно-национальную автономию) указанных Основ, предусматривает, что Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне национально-государственных образований или не имеющим своей государственности на культурно-национальную автономию.

Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ, национально-культурная автономия в Российской Федерации – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. (в ред. Федерального закона от 10.11.2003г. № 136-ФЗ).

Статья 2 данного Закона определяет, что национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономий; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважение языка,
культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.03.2004г. № 5-П разъяснены вышеприведенные нормы Федерального закона “О национально-культурной автономии“:

« 5. Определяя в статье 1 Федерального закона “О национально-культурной автономии“ национально-культурную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, федеральный законодатель исходил из того, что основное предназначение национально-культурной автономии - не национально-территориальное, а национально-культурное самоопределение, т.е. обеспечение жизнеспособности и самостоятельности этноса, находящегося в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, именно в национально-культурной сфере.

Следовательно, действующее правовое регулирование национально-культурной автономии в Российской Федерации - как допускаемого Конституцией Российской Федерации, соответствующего международно-правовым обязательствам Российской Федерации и установленного федеральным законодателем способа и организационно-правовой формы защиты прав национальных меньшинств - призвано определять правовые основы национально-культурной автономии, способствующие созданию условий взаимодействия государства и общества для защиты интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития, включая меры государственной поддержки самостоятельного решения вопросов самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Этими целями обусловливаются закрепленные Федеральным законом “О национально-культурной автономии“ права национально-культурной автономии и соответствующие им обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, им устанавливается, что Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации, конкретизируются права граждан на сохранение и развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения, на сохранение и развитие
национальной культуры и определяются коллективные формы их реализации (статья 4, части первая и вторая статьи 8, статьи 11 и 13), а также определяются корреспондирующие этим правам обязанности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 9, 12, 14 и 15). Устанавливая финансово-экономические основы национально-культурной автономии, названный Федеральный закон предусматривает обязанности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию финансовой поддержки национально-культурных автономий со стороны государства и местного самоуправления и определяет условия такой поддержки (статьи 19 и 20).

Из этого следует, что национально-культурная автономия как способ самоопределения этнической общности в целях обеспечения ее этнокультурных прав и интересов является такой формой самоорганизации, через которую осуществляется государственная поддержка национальных меньшинств в целях сохранения их самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; этим обусловливается значение регистрации национально-культурной автономии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в результате которой соответствующая национально-культурная автономия приобретает не только права юридического лица, но и иные гарантированные Федеральным законом “О национально-культурной автономии“ публичные права, которым корреспондируют перечисленные в данном Федеральном законе обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Право на национально-культурную автономию, предоставляемое на основании Конституции Российской Федерации Федеральным законом “О национально-культурной автономии“, как вытекает из содержания данного Федерального закона, а также целей самого права, его субъектного состава, форм и способов реализации, характера принадлежащих национально-культурной автономии прав и корреспондирующих им обязанностей орг власти, осуществляется совместно гражданами, принадлежащими к национальному меньшинству; осуществление данного права посредством создания национально-культурной автономии с целью коллективных действий в сфере взаимных интересов обеспечивает
соответствующие интересы как граждан, относящих себя к определенной этнической общности, так и этнической общности в целом.

Тем самым право на национально-культурную автономию, совместно реализуемое гражданами Российской Федерации, относящими себя к соответствующей этнической общности, связано с правом на объединение в его индивидуальном аспекте, которое осуществляется каждым непосредственно через общественное объединение, пользующееся установленными законодательством Российской Федерации правами. Исходя из этого Федеральный закон “О национально-культурной автономии“ - с учетом положений Конституции Российской Федерации о праве каждого на объединение и свободе деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1) и во исполнение принятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам - устанавливает, что национально-культурная автономия как особая форма самоорганизации и национально-культурного самоопределения этнической общности, оказавшейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, представляет собой только одно из возможных объединений граждан по признаку принадлежности к соответствующей этнической общности в целях удовлетворения своих этнокультурных запросов.

Так, в Федеральном законе “О национально-культурной автономии“ перечислены принципы, на которых основывается национально-культурная автономия, а именно: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизация и самоуправление, многообразие форм внутренней организации, сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой, уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей, законность (статья 2). Названными принципами в рамках установленного данным Федеральным законом, иными федеральными законами регулирования исключаются как дискриминация лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и объединенным в национально-культурную автономию, так и ущемление прав лиц, не участвующих в деятельности национально-культурной автономии. Кроме того, участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не
может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии (часть третья статьи 4).»

В судебном заседании установлено, что организация ОО «РНКА казаков Волгоградской области» создана на учредительной конференции 09 декабря 1999г. в г.Михайловке, на которой присутствовало 53 делегата от национально-культурных автономий города Михайловки, Михайловского и Кумылженского районов. На конференции утвержден Устав ОО «РНКА казаков Волгоградской области», избраны президиум, другие исполнительные и руководящие органы, утвержден план работ.

Данный факт подтверждается протоколом №1 Учредительной конференции региональной национально-культурной автономии казаков.

ОО «РНКА казаков Волгоградской области» зарегистрировано 31 января 2000г., согласно свидетельства о регистрации № 2641, выданного Управлением юстиции администрации Волгоградской области.

Обществом получено Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г. Дата внесения записи 08 января 2003г.

Согласно Уставу автономии, основными целями деятельности являются: сохранение и развитие национальной культуры, творческой национальной самобытности, сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, сохранение национальных традиций и обычаев.

Как следует из искового заявления, Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области признает, что в силу ст.2 Закона РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1, «казачество … является исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей.»(л.д.3)

09 октября 2009г. и 12 марта 2010г. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области вынесены предупреждения ОО «РНКА казаков Волгоградской области» с требованием провести общее собрание о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в Устав в связи со сменой наименования.

В обоснование требования о ликвидации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» истец сослался на п.2 ст.61 ГК РФ, часть 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995г. «Об общественных объединениях»,
согласно которым неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов является основанием ликвидации общественного объединения.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом суду не представлено фактов и доказательств нарушений закона за период деятельности с момента регистрации со стороны ОО «РНКА казаков Волгоградской области», влекущих прекращение деятельности данного общества.

Согласно объяснений представителей истца суду, нарушений закона, являющихся основанием ликвидации общественного объединения, за период с момента регистрации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» не выявлено. Ответчик отказался выполнить предписания о реорганизации в казачье общество либо внесения изменений в Устав ОО «РНКА казаков Волгоградской области» в связи со сменой наименования.

В силу вышеприведенных норм права казаки относятся к этнической общности и в силу «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ имеют право на создание региональной национально - культурной автономии.

В связи с указанным предупреждения, направленные Управлением Министерства юстиции по Волгоградской области о реорганизации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» либо внесении изменений в Устав не соответствуют закону и их неисполнение не может служить основанием к ликвидации общественного объединения казаков.

Доводы истца, фактически признающего казаков этнической общностью, о том, что казаки не вправе создавать национально-культурные автономии, так как казаки не относятся к национальности, противоречат закону.

При таких обстоятельствах суд считает требования о ликвидации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» по заявленным основаниям незаконными и не подлежащими удовлетворению.

На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации Общественного объединения – региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области, назначении ликвидационной комиссии, установлении порядка и сроков ликвидации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в кассационном порядке путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: *.*. Гайдаров