Судебная практика

О возложении обязанности выполнить мероприятия по безопасности дорожного движения. Решение не вступило в законную силу.. Решение от 24 марта 2011 года № 2-418/2011. Волгоградская область.

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Лунёва А.В.

при секретаре Десюкевич Т.Г.,

с участием: прокурора Вдовенко С.В.,

представителя ответчика Дубровного А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по безопасности дорожного движения,

Установил:

прокурор Котельниковского района Волгоградской области (далее по тексту прокурор) обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц указывая, что администрацией Котельниковского городского поселения не выполняются в полном объёме мероприятия по организации дорожного движения.

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статья 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статьёй 17 выше названного федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасности условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

24 марта 2011 года районной комиссией по безопасности дорожного движения с участием представителей ОГИБДД в результате обследования улично-дорожной сети г. Котельниково установлено, что асфальтовое покрытие проезжей части автомобильной дороги по <адрес> имеет ямочность, просадку с глубиной от 10 до 15 см, шириной от 25см до 1 м.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50598-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. Согласно пункта 3.1.2 вышеуказанного ГОСТа, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Таким образом, в ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что администрации Котельниковского городского поселения ненадлежащим образом выполняет требования законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, что может способствовать совершению ДТП и создать реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения и иных граждан.

Прокурор просит обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района произвести ремонт проезжей части асфальтового покрытия автомобильной дороги по <адрес>.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ямочный ремонт проезжей части асфальтового покрытия автомобильной дороги в г. Котельниково по улице <данные изъяты>, и привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Представитель ответчика - администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области с исковыми требованиями не согласен, пояснив следующее.

Администрация городского поселения является бюджетной организацией и в соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлена на Решение вопросов местного значения. Формируя свой бюджет, администрация должна обеспечить выполнение всех вопросов местного значения, а также учесть исполнение требований решений суда и содержание аппарата администрации. Бюджет администрации распределяется по нескольким направлениям, в том числе, и на жилищно-коммунальное хозяйство, в котором отдельной строкой идёт финансирование мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства. Администрация городского поселения свои полномочия по содержанию автомобильных дорог осуществляет в рамках бюджетного ассигнования. В 2010 году был произведён ремонт автомобильных дорог по ряду улиц города. Ремонт автомобильных дорог является дорогостоящей услугой, ремонт 1 кв. м дороги в среднем составляет 6778 рублей. Ремонт дорог проводится планово, ежегодно. В 2011 году администрацией городского поселения также запланировано произвести ремонт автомобильных дорог. Но бюджета администрации будет недостаточно, чтобы в 2011 году произвести ремонт всех автомобильных дорог на территории городского поселения. В настоящее время отсутствует возможность проведения ремонта указанной в иске автомобильной дороги в виду отсутствия на это денежных средств. Выполнить работу по ремонту дороги в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу невозможно, в виду необходимости проведения ряда организационных мероприятий. <данные изъяты>



Кроме того, в соответствии с Законом Волгоградской области от 27 ноября 2006 года № 1320-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Котельниковский муниципальный район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями» администрации Котельниковского городского поселения автомобильная дорога с асфальтовым покрытием по <адрес> не передана, собственностью городского поселения не является. В связи с чем, администрация городского поселения не несёт бремя содержания данного имущества. <данные изъяты>

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено 24 марта 2011 года районной комиссией по безопасности дорожного движения с привлечением представителя ОГИБДД установлено, что асфальтовое покрытие проезжей части автомобильной дороги по <адрес> имеет ямочность, просадку с глубиной от 10 до 15 см, шириной от 25см до 1 м (л.д.4).

Согласно акта приёма-передачи муниципального имущества от 27 декабря 2006 года на основании Закона Волгоградской области от 27 ноября 2006 года № 1320-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Котельниковский муниципальный район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями» администрация Котельниковского городского поселения приняла указанное в акте имущество - асфальтированные дороги и проезжие части с асфальтным покрытием, в том числе, асфальтированную дорогу по <адрес> с инвентарным номером №, по <адрес> с инвентарным номером № г. Котельниково (л.д.13-14).

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункта 5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 06.04.2011) “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 34 выше указанного закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Факт наличия нарушений ГОСТ Р 50597-93 на указанной автодороге нашёл своё объективное подтверждение, и ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Государственный стандарт “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93“ (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Его требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, и являются обязательными.

Доводы представителя ответчика о том, что у администрации Котельниковского городского поселения в настоящее время отсутствует реальная возможность исполнить предусмотренные действующим законодательством требования по содержанию автомобильных дорог в связи с отсутствием на это денежных средств, необходимость исполнения возложенных обязательств не опровергают.

В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по осуществлению дорожной деятельности с их финансовыми возможностями.

Не исполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу безопасности дорожного движения для граждан, стать причиной дорожно-транспортного происшествий.

Как следует из ч.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 21.04.2011) “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.



Законом Волгоградской области от 27.11.2006 N 1320-ОД “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Котельниковский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями“ утверждён перечень безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Котельниковского муниципального района, в муниципальную собственность Котельниковского городского поселения.

Согласно раздела 3 данного Перечня, в собственность Котельниковского городского поселения переданы автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населённого пункта поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания. при этом пункты 1, 24 и 25 предусматривают передачу асфальтированных дорог, находящихся в границах г. Котельниково, без указания конкретного места нахождения дороги.

На основании выше изложенного доводы представителя ответчика о том, что автомобильная дорога по <адрес> не находится в собственности городского поселения являются необоснованными и противоречащими действующему законодательству как федеральному, так и региональному.

<данные изъяты> Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявления прокурора и обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района в срок не позднее четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ямочный ремонт проезжей части асфальтового покрытия автомобильной дороги в городе Котельниково по <адрес>, и привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд

Решил:

обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в срок не позднее четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ямочный ремонт проезжей части асфальтового покрытия автомобильной дороги в городе Котельниково по <адрес>, и привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение принято в окончательной форме 31 мая 2011 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Лунёв