Судебная практика

Решение от 22 декабря 2008 года № 2-3309-11. Решение от 22 декабря 2008 года № 2-3309-11. Забайкальский край.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Ослина Антона к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился с вышеназванным иском в суд в интересах Ослина А.В., ссылаясь на то, что Ослин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ОВП умер ДД.ММ.ГГГГ, его мать ОТВ умерла ДД.ММ.ГГГГ, до этого Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 08.04.1999 года ОВП и ОТВ были ограничены в родительских правах. В связи с отсутствием родительского попечения Постановлением управляющего Ингодинским административным округом г. Читы от 16.04.1999 года № 188 несовершеннолетний Ослин А.В. был помещен в детское государственное учреждение. Жилое помещение за ним не закреплялось в связи с отсутствием жилья у родителей. После выхода из детского дома Ослин А.В. был направлен для продолжения обучения в ПУ № 14, которое окончил в 2008 году. Жилое помещение Ослину А.В. предоставлено не было и не предоставлено до настоящего времени, чем грубо нарушены его жилищные права. Ослин А.В. состоит на учете на внеочередное получение жилья в г. Чите, его учетный номер 378. Заместитель прокурора просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ослину Антону жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы размером не менее 25 кв.м общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Михеев С.Н. заявленные исковые требования поддержал, дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., Бондаренко И.А.

, действующие на основании доверенности, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представили заявление. Из представленных отзывов следует, что Министерство финансов Забайкальского края не признает исковые требования прокурора, ссылаясь на то, что ответчик не является уполномоченными органом по предоставлению жилого помещениям гражданам, нуждающимся в нем. Принятие, учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договоров социального найма в силу ст. 49 и 52 ЖК РФ является обязанностью органов местного самоуправления. Городскому округу «Город Чита» выделяются субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей, из которых 16 февраля 2011 года бюджету городского округа «Город Чита» перечислено 15595,6 тыс. рублей.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, представил возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Болонкина А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, является государственным полномочием субъекта РФ по месту жительства детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ. В связи с отсутствием достаточного финансирования и свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.метров, не представляется возможным обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).



Судом установлено, что Ослин Антон Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей. Жилое помещение за ним не закреплялось. Ввиду чего предоставление Ослину А.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно сообщения управления строительства, транспорта и связи администрации городского округа «Город Чита» Ослин А.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, учетный номер 378. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалось и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Указанные же ответчиком доводы относительно не соблюдения Правительством Забайкальского края порядка передачи своих полномочий администрации городского округа «Город Чита» в части обеспечения жильем детей-сирот, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора

Правительство Забайкальского и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, Решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ослину Антону благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.