Судебная практика

По заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим и недействующим со дня вступления в законную силу Положения. Решение по делу № 2-512/2011 от 27.05.2011. Решение от 27 мая 2011 года № 2-512/2011. Владимирская область.

Киржачский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Колокиной *.*.,

с участием помощника прокурора Балашова *.*.,

при секретаре Оглодиной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Киржачского района Владимирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации о признании п. 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством», утвержденного Решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19 июня 2009 года № 55/823, противоречащим закону и недействующим со дня вступления в силу данного нормативного правового акта,

Установил:

Прокурор Киржачского района Владимирской области обратился в суд
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации с заявлением о признании п. 2.3 решения Совета народных депутатов Киржачского района от 19 июня 2009 года № 55/823 «Об утверждении Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством» противоречащим закону и недействующим со дня вступления в силу данного нормативного правового акта, по тем основаниям, что положения указанного пункта противоречат Земельному кодексу РФ.

В судебном заседании помощник прокурора требования уточнил и просил признать пункт 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством», утвержденного Решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19 июня 2009 года № 55/823, противоречащим закону и недействующим со дня вступления в силу данного нормативного правового акта.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал и пояснил, что пунктом 2.3. Положения по предоставлению земельных участков для целей не связанных со строительством, утвержденным Решением Совета народных Депутатов Киржачского района № 55/823 установлен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении земельного участка, в том числе и схема расположения земельного участка на кадастровом плане, что противоречит ст. 34 ЗК РФ.

В судебном заседании представитель лица, чье Решение обжалуется, Гусева *.*., действующая по доверенности, с заявлением прокурора не согласилась и пояснила, что оспариваемым положением во исполнение ст. 34 ЗК РФ был конкретизирован перечень документов, подлежащих предоставлению при подаче заявления о предоставлении земельного участка. Кроме того финансирование на составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в бюджете не
заложены, указанные схемы должен составлять кадастровый инженер.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление колхоза им. Кирова не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19 июня 2009 года № 55/823, опубликованным в газете Красное Знамя № 49 от 14.07.2009 года, утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности, на территории Киржачского района Владимирской области для целей, не связанных со строительством.

Пунктом 2.3. указанного положения установлено, что к заявлению прилагаются: документы, подтверждающие полномочия лица, обратившегося с заявлением (копию паспорта, доверенность, нотариально удостоверенную); выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (физических лиц - предпринимателей), удостоверенная налоговой службой, или нотариально удостоверенная копия; копи учредительных документов со всеми изменениями (дополнениями), удостоверенные нотариально (предоставляются один раз для формирования
базы данных, при последующих обращениях - только соответствующие изменения); информационное письмо органов статистики о внесении в ЕГРПО и присвоении кодов или его копия; копия протокола или выписка из протокола собрания учредителей об избрании (назначении) руководителя юридического лица, удостоверенная в установленном порядке; копия приказа (распоряжения) о возложении обязанностей руководителя или трудовой договор (контракт), удостоверенные в установленном порядке; в случае наличия права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка - документы, подтверждающие данное право; схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; иные документы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей,
не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленным Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В соответствии с положениями указанной статьи органы местного самоуправления могут принять акт, который устанавливает процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Норм, позволяющих органу местного самоуправления определять порядок
подачи заявок на предоставление таких земельных участком, закон не содержит.

Учитывая, что Федеральный закон не только не содержит положений, обязывающих заявителя прилагать к заявлению о предоставлении земельного участка какие-либо документы, в том числе и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, но и обязывает орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а установление требований по предоставлению дополнительных документов при подаче заявления о предоставлении земельного участка влечет за собой нарушение принципа равенства прав на получение земельного участка, суд приходит к выводу, что п. 2.3 указанного положения противоречит Земельному кодексу РФ и подлежит признанию недействующим с даты вступления в силу (опубликования) с 14 июля 2009 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-254 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Киржачского района Владимирской области удовлетворить.

Признать противоречащим закону и недействующим с 14 июля 2009 года пункт 2.3. Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством», утвержденного Решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19 июня 2009 года № 55/823.

Вступившее в законную силу Решение суда направить для опубликования в газету Красное Знамя.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья *.*. Колокина

Мотивированное Решение составлено 01 июня 2011 года.

Судья *.*. Колокина

Решение в законную силу не вступило

Судья *.*. Колокина