Судебная практика

О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма ребенку-сироте. Решение от 11 февраля 2011 года №. Челябинская область.

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Путилова *.*.,

С участием прокурора Алиевой *.*.,

при Ф.И.О. *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту интересов Гардер *.*. к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения

Установил:

Прокурор Троицкого района в защиту интересов Гардер *.*. обратился в суд с иском о возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области средства на приобретение жилого помещения с целью их дальнейшего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на администрацию Троицкого муниципального района
Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Гардер *.*. за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Гардер *.*. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать Гардер *.*. по решению Троицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. признана безвестно отсутствующей, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. На основании постановления главы Троицкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Гардер *.*. поставлен на регистрационный учет для получения жилья в «...» Троицкого района Челябинской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании прокурор Троицкого района Алиева *.*. исковые требования поддержала, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении.

Гардер *.*. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что как ребенок-сирота он имеет право на получение внеочередного жилья, однако до настоящего времени жилья не получил. В декабре 2009г. вернувшись по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, написал заявление в УСЗН Троицкого муниципального района о предоставлении ему жилого дома, в настоящее время от указанного заявления отказывается, просит предоставить ему благоустроенную квартиру в с«...». Своего жилья он не имеет.

Представитель ответчика - администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Клышева *.*. исковые требования не признала. Пояснила, что финансирование органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет финансовых средств Челябинской области. Гардер *.*. не был своевременно обеспечен жильем из-за недостаточного финансирования. Удовлетворение исковых требований Гардер *.*. нарушит права детей, поставленных
на учет ранее Гардер *.*. Кроме того, требование прокурора о предоставлении Гардер *.*. благоустроенного жилья не основано на законе, т.к. в соответствии с утвержденным порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение предоставляется детям-сиротам в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что учет детей, оставшихся без попечения родителей, и наделение их жилыми помещениями из состава муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Управлением социальной защиты населения Троицкого муниципального района Гардер *.*. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны быть обеспечены жильем в 2010 году. Правительством Челябинской области в 2010 году из областного бюджета были направлены субвенции в бюджет Троицкого муниципального района в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, таким образом, правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2010 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Представитель Управления социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Лыкова *.*. исковые требования не поддержала, считает, что Решение будет нарушать права других детей сирот, у которых право на получение жилья возникло ранее, чем у Гардер *.*.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования “...“ Троицкого муниципального района Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя.

Заслушав объяснения сторон,
исследовав доказательства, суд Решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального
обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.

На основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Гардер *.*. был передан на попечение ФИО, поскольку мать мальчика по решению Троицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, отец в актовой записи о рождении записан со слов матери.

Поскольку Гардер *.*. своего жилья не имеет, за ним не закреплено жилое помещение, на основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на регистрационный учет и включен
в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где состоит с 2006 года до настоящего времени.

Это подтверждается объяснением сторон, свидетельством о рождении Гардер *.*. (л.д. 30), справкой о рождении (л.д.34), Решением Троицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 28), заявлением ФИО о назначении попечителем над Гардер *.*. (л.д. 62), актом-заключением о целесообразности учреждения попечительства (л.д. 61), Постановлением главы Троицкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63), Постановлением главы Троицкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7), справкой администрации муниципального образования “...“ от 01.11.2006г. (л.д. 24), уведомлением Россреестра (л.д. 26), сообщением ОГУП «ОЦТИ» от 3.12.2010г. (л.д. 27).

В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ года по достижении Гардер *.*. совершеннолетия попечительство ФИО над ним прекращено.

С 09.12.2008г. Гардер *.*. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ, которую окончил 03.12.2009г., с указанного периода временно проживает с дядей ФИО

Гардер *.*. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда, до настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу жилое помещение, поэтому на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств
областного бюджета, представленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области - обязанность выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Гардер *.*.

С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Гардер *.*. по договору социального найма должно быть предоставлено жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в Троицком районе Челябинской области.

Ссылка представителя Правительства в Челябинской области о том, что из бюджета Челябинской области в 2010 году были направлены 3 696 тысяч рублей в виде субвенций в бюджет Троицкого муниципального района в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями суд считает несостоятельной.

Как видно из представленных сведений Администрации Троицкого муниципального района все выделенные средства были потрачены на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. использованы по целевому назначению (л.д.57, 70-73). Из чего следует, что выделенных средств было недостаточно для обеспечения жильем истца, а отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья, наличие в очередности сирот, состоящих в очереди с более раннего срока, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанную категорию граждан жилыми помещениями вне очереди.

Доводы ответчиков о том, что предоставление квартиры истцу будет нарушать права других лиц, а также то, что у администрации отсутствует свободный жилой фонд и денежные средства для приобретения жилья также не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона “О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что это предоставление не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК Российской Федерации

Решил:

Возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Гардер *.*. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в Троицком районе Челябинской области, расположенное в том же районе.

Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Гардер *.*..

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: