Судебная практика

О возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. Решение от 15 февраля 2011 года № 2-542011. Алтайский край.

Судья Шипуновского районного суда Алтайского края Червяк *.*. , при секретаре Никижиной *.*. , с участием заместителя прокурора <адрес> Медведева *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белоглазовского сельсовета <адрес> о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,

Установил:

Прокурор <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белоглазовского сельсоветао возложении на ответчика обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Администрации Белоглазовского сельсоветаустановлено отсутствие специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, на основании которой руководитель на местах должен обучать коллектив в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа.

Между тем, согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Согласно ст.25 названного закона, обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на Решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ № 868 от 11.07.2004 года, предусмотрено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 года утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п.4 указанных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на её руководителя, обучение организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в Администрации Белоглазовского сельсовета специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение ответчиком возложенной на него ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников Администрации Белоглазовского сельсовета, создаются условия, при которых организация не может гарантировать безопасность работников, ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Медведев *.*. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в иске.



Представитель ответчика - глава Белоглазовского сельсовета Степаненко *.*. обратился с письменным заявлением о рассмотрении дела без его участия, с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласен в полном объеме, просит суд принять признание иска ответчиком и приобщить заявление к материалам дела.

Представитель третьего лица - Главного управления МЧС РФ по <адрес> судом извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о разбирательстве дела в его отсутствии.

Выслушав пояснения заместителя прокурора Медведева *.*. , исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представителю ответчика Степаненко *.*. последствия принятия судом признания иска понятны, что подтверждается его письменным заявлением. Суд считает, что принятие судом признания иска прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц представителем ответчика Степаненко *.*. не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Суд принимает признание иска ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ст.173, ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд

Решил:

Принять признание иска ответчиком, исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию Белоглазовского сельсовета <адрес> разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.



Судья *.*. Червяк