Судебная практика

Об удовлетворении заявленных требований. Решение от 24 февраля 2011 года № 2-92/2011. Алтайский край.

Советский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Селищева В.Е.,

при секретаре Вуккерт Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к Коловскому сельскому Совету депутатов Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию.

Установил:

Прокурор Советского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Коловскому сельскому Совету депутатов Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что Коловским сельским Cоветом депутатов Советского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов.

На основании ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную, экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

В Коловском сельском Совете депутатов Советского района Алтайского края при оценке проектов нормативных правовых актов антикорупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края.

Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, представительным органом местного самоуправления муниципального образования « Коловский сельсовет Советского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

На основании изложенного прокурор Советского района просит суд признать бездействие Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов незаконным, обязать Коловский сельский Совет депутатов Советского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом.

В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Сырых А.В. настаивал на заявленных требованиях, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства..

Представитель ответчика – Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края в судебное заседание не явился, хотя были надлежащим образом уведомлены о месте и времени начала судебного заседания.



С учетом мнения сторон и согласно ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Коловским сельским Cоветом депутатов Советского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов.

На основании ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную, экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

В Коловском сельском Совете депутатов Советского района Алтайского края при оценке проектов нормативных правовых актов антикорупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края.

Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, представительным органом местного самоуправления муниципального образования « Коловский сельсовет Советского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которого нарушены права и свободы человека и гражданина.

Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:



Требования прокурора Советского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Коловскому сельскому Совету депутатов Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Коловского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать Коловский сельский Совет депутатов Советского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов администрации.

Установить, что настоящее Решение должно быть исполнено в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья В.Е.Селищев