Судебная практика

По иску об и ндексации ежемесячной денежной компенсации, взыскании недополученных сумм, обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию с индексацией. Решение от 22 декабря 2008 года № 2-780/2011. Челябинская область.

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Сапрыкиной Г.Н.,

с участием прокурора Кузнецовой А.Ю.,

при секретаре Зажимаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Челябинска в интересах Баймаковой В.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска об индексации ежемесячной денежной компенсации, взыскании недополученных сумм, обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию с индексацией

Установил:

Прокурор Советского района г. Челябинска обратился в суд с исковыми требованиями, в интересах Баймаковой В.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска (далее по тексту УСЗН администрации Советского района г. Челябинска), с учетом уточнения требований (л.д. 23-24), просил взыскать с УСЗН администрации Советского района г. Челябинска за счет средств федерального бюджета в пользу Баймаковой В.В. индексацию ежемесячной денежной компенсации за период с 01.06.2004г. по 31.12.2010 г. в сумме <данные изъяты> коп.; обязать УСЗН администрации Советского района г. Челябинска выплачивать Баймаковой В.В. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ст.9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в размере по <данные изъяты>., начиная с 01.01.2011г. с последующей ежегодной индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование исковых требований указал, что Баймакова В.В. проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и получила накопленную эффективную дозу облучения <данные изъяты> (бэр), что подтверждается удостоверением серии № от 10.07.2001г.

В соответствии со ст.9 ФЗ от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Баймакова В.В. является получателем ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб. в период с 10.07.2001г. по 31.12.2010г., индексация которой не производилась.

Определением Конституционного суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 964-ОП даны разъяснения о том, что вышеуказанная категория граждан не может быть лишена права на индексацию ежемесячной денежной компенсации пропорционально уровню инфляции, установленного ФЗ «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год».

В связи с чем просил произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации с 01.06.2004 года по 31.12.2010 года пропорционально индексов уровня инфляции, взыскании недополученных сумм, обязании производить ежемесячные выплаты с учетом индексации.

Помощник прокурора Советского района г. Челябинска - Кузнецова А.Ю. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по заявленным основаниям.

Истец Баймакова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.15).

Представитель ответчика УСЗН Администрации Советского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 21).

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 22). Представил отзыв (л.д.16-17), согласно которому пояснил, что ввиду отсутствия законодательно закрепленных норм об индексации ежемесячных денежных компенсаций органы социальной защиты производить такую индексацию были не вправе, в связи с чем денежная компенсация выплачивалась в размере по <данные изъяты>. С 01.01.2011г. внесены изменения в «Закон о Маяке», по которому размер ежемесячной денежной компенсации составляет <данные изъяты>. и подлежит ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции.

Кроме того, заявили, что предъявленные по истечению 3-х лет с момента возникновения права на возмещение вреда требования не подлежат удовлетворению, поскольку, суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года, при условии установления вины ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах гражданину. В связи с тем, что вины органов социальной защиты населения не имеется, требования подлежат удовлетворению за 3 года, предшествующие обращению в суд.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.20).

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Ст. 4 ГПК РФ, предусмотрено возбуждение гражданского дела в суде по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с чем, суд полагает, что обращение прокурора, в интересах гражданина, проживавшего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению и получившего накопленную эффективную дозу облучения об индексации денежной компенсации взыскании недополученных сумм, произведено в соответствии с законом.

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Баймаковой В.В. установлен статус проживавшей в 1949-1956 годах на территории радиоактивно загрязненного вследствие деятельности ПО «Маяк» населенного пункта, и получившей накопленную эффективную дозу облучения <данные изъяты> (бэр), что подтверждается представленным удостоверением серии № от 10.07.2001г. (л.д. 11).

Ст. 9 ФЗ от 26.11.1998 г. № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», предусмотрена выплата гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.1 этого же Закона, ежемесячной денежной компенсации в размере по 100 рублей.

Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122 - ФЗ, в статью Федерального закона № 175 — ФЗ от 26.11.1998 г. были внесены изменения в части изменения размера ежемесячной денежной компенсации, который с 01.01.2011 года составляет 210 руб. 26 коп. Кроме того, размер компенсации подлежит ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Ежемесячная компенсация, предусмотренная ст. 9 Федерального закона № 175 - ФЗ, с момента определения ее размера в твердой денежной сумме -<данные изъяты>, т.е. с 01.01.2001 г., не индексировалась органами, производящими ее выплату, поскольку индексация данной суммы не была предусмотрена Федеральным законом № 175 - ФЗ и этот Закон в части назначения данной выплаты не содержит ссылок на Закон от 15.05.1991 г. № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым предусматривается индексация сумм возмещения вреда здоровью.

В связи с чем, Баймакова В.В. в период с 01.01.2004г. по 31.12.2010г. получала указанную ежемесячную денежную компенсацию в размере по <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой УСЗН Советского района г. Челябинска от 17.12.2010 г. № (л.д. 6-8).

Определением Конституционного суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 964 -ОП «По запросу Челябинского областного суда о проверке конституционности статей 1,8, и 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча» было дано следующее разъяснение: взаимосвязанные положения п. 6 ч. 1 ст. 1 и ст. 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча», закрепляющие право граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 с3в (бэр), но не более 35 СзВ (бэр), на ежемесячную денежную компенсацию в размере 100 рублей, - в системе действующего нормативного правового регулирования, включая ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, выраженных в его решениях, сохраняющих свою силу, - не предполагают лишение указанной категории граждан права на индексацию данной выплаты.

Согласно разъяснению, данному Конституционным судом РФ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд полагает, что индексация указанных сумм возмещения вреда здоровью должна производиться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 847 от 27.12.2004 г. с 01.06.2004 г. был установлен коэффициент индексации 1,1 исходя из уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ № 292 от 07.05.2005 г. с 01.01.2005 г. был установлен коэффициент индексации 1,11 исходя из уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 г. с 01.01.2006 г. был установлен коэффициент индексации 1,09 исходя из уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ № 171 от 21.03.2007 г. с 01.01.2007 г. был установлен коэффициент индексации 1,08 исходя из уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ № 655 от 03.09.2008 г. с 01.01.2008 г. был установлен коэффициент индексации 1,105 исходя из уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ № 545 от 7.07.2009 г. с 01.01.2009 г. был установлен коэффициент индексации 1,13 исходя из уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 г. с 01.01.2010 г. был установлен коэффициент индексации 1,1, исходя из уровня инфляции.

Таким образом, с учетом индексации пропорционально уровню инфляции денежной компенсации, гражданам, относящимся к категории, предусмотренной п.6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175 -ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ежемесячная компенсация должна быть определена в следующих размерах:

С 01.06.2004 г. по 31.12.2004 г. - 110 руб.(100 рублей * 1,1)

С 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. - 122,10 руб. 110 рублей * 1,11)

С 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. - 133,09 руб. (122,10 * 1,09)

С 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.- 143, 74 руб. (133,09 * 1,08)

С 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. - 158, 83 руб.(143,74 руб. * 1,05)

С 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. - 179, 48 руб. (158,83 * 1, 13)

С 01.01.2010 г. - 197,43 руб. (179,48 х 1,1)

Недополученные Баймаковой В.В. суммы возмещения вреда здоровью составляют <данные изъяты>., из расчета за 2004 г. - <данные изъяты>

Возражений по расчетам лицами, участвующими в деле, суду представлены не были.

Таким образом, суммы недоплаченной денежной индексации за период с 01.06.2004г. по 31.12.2010 г., составляют – <данные изъяты>.

С 01.01.2011 года размер ежемесячной денежной компенсации, составляет <данные изъяты>., которая подлежит ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Заявление Министерства социальных отношений Челябинской области о применении срока обращения в суд по требованиям о возмещении вреда здоровью 3 годами, суд полагает не подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 4 статьи 208 Гражданского кодекса РФ требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Суд полагает, что положения названной нормы подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались. Заявитель же являлся получателем соответствующих выплат и в спорный период, заявлены требования об индексации полученных сумм, в целях возможно более полного по объему возмещению.

С учетом характера спорного правоотношения статья 208 Гражданского кодекса РФ к требованиям о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачивались заявителю на основании Закона РФ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» применению не подлежит.

Таким образом, требования Прокурора Советского района г. Челябинска, в интересах Баймаковой В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК ПФ, суд,

Решил:

Удовлетворить исковые требования прокурора Советского района г. Челябинска.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска, за счет средств федерального бюджета, в пользу Баймаковой В.В. недополученные суммы индексации ежемесячной денежной компенсации за период с 01.06.2004г. по 31.12.2010 г. в сумме <данные изъяты>.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Советского района г. Челябинска выплачивать Баймаковой В.В. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ст.9 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175 – ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в сумме по <данные изъяты>., начиная с 01.01.2011г., с ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий: Г.Н. Сапрыкина.