Судебная практика

Решение от 28 февраля 2011 года . Решение от 28 февраля 2011 года № . Астраханская область.

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.А.,

при секретаре Григорьевой Е.А.,

с участием помощника прокурора Володарского района Астраханской области Карповой Э.Д.

представителя Администрации МО «Володарский район» Куаналиевой Н.М., действующей по доверенности № 17-357 от 29.06.2010 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области о признании недействующим абзаца 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации МО «Володарский район» от 28.05.2009 г. № 44.

Установил:

Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации МО «Володарский район» от 28.05.2009 г. № 44, указав, что данное Постановление противоречит федеральному законодательству в части установления предельного возраста членов семьи работников, которым предоставляются меры социальной поддержки и в этой части подлежит приведению в соответствие действующему законодательству.

В абзаце 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации МО «Володарский район» от 28.05.2009 г. № 44, установлено, что к членам семьи медицинских работников относятся проживающие совместно с данным медицинским работником его супруга, родители, а также несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние дети, обучающиеся по очной форме обучения и находящиеся на его иждивении до 23 лет. Данный нормативный акт официально опубликован в газете «Заря Каспия» от 28.01.2011 г. № 6.

В соответствии со ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, в редакции, действующей до вступления в силу изменений, предусмотренных федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, указанная норма закона не содержала ограничений относительно возраста членов семьи указанной категории работников.

Нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления, в целях установления мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, не должны ухудшать положение указанных работников.

Статья 31 ЖК РФ, предусматривающая права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, также не содержит ограничений относительно возраста членов семьи.

Таким образом, федеральное законодательство, а также законодательные акты Астраханской области не содержат норм, ограничивающих возраст детей, являющихся членами семьи, лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Карпова Э.Д., участвующая в деле, поддержала заявление прокурора Володарского района Астраханской области и просила его удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации МО «Володарский район» Куаналиева Н.М. с заявлением прокурора Володарского района Астраханской области не согласилась и считает, что оспариваемые нормы постановления главы администрации не противоречат федеральному законодательству.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает заявление прокурора Володарского района Астраханской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.



Согласно п.п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2, 5 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Судом установлено, что 28 мая 2009 г. было принято Постановление главы МО «Володарский район № 44 «О мерах социальной поддержки медицинских работников.

Данным Постановлением утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, из абзаца 3 которого следует, что к членам семьи относятся проживающие совместно с данным медицинским работником его супруг (га), родители, а также несовершеннолетние дети до 18 лет и совершеннолетние дети, обучающиеся по очной форме обучения и находящиеся на его иждивении до 23 лет.

Суд считает, что оспариваемое положение абзаца 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, в редакции, действующей до вступления в силу изменений, предусмотренных федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, указанная норма закона не содержала ограничений относительно возраста членов семьи указанной категории работников.

В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона № 122-ФЗ, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с этим, нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления в целях установления мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, не должны ухудшать положение указанных работников.

Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Данная статья также не содержит ограничений относительно возраста членов семьи.

Следовательно, положения абзаца 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации МО «Володарский район» от 28.05.2009 г. № 44, противоречат федеральному законодательству.

По изложенным основаниям доводы представителя администрации МО «Володарский район» о соответствии абзаца 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в части установления возрастных ограничений относительно членов семьи, федеральному законодательству, являются необоснованными.

Кроме того, суд считает необходимым обязать редакцию газеты «Заря Каспия», в которой было опубликовано оспариваемое Постановление, по вступлению решения в законную силу опубликовать официальное сообщение о принятом решении.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Володарского района Астраханской области о признании недействующим абзаца 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации МО «Володарский район» от 28.05.2009 г. № 44 удовлетворить.



Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу абзац 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, медицинским работникам системы образования Володарского района на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением главы администрации МО «Володарский район» от 28.05.2009 г. № 44.

Обязать редакцию газеты «Заря Каспия» по вступлению решения в законную силу опубликовать официальное сообщение о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 5 марта 2011 года.

Судья Д.А. Иванов