Судебная практика

Решение от 07 мая 2010 года . Решение от 07 мая 2010 года № . Астраханская область.

Астраханский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Солодилова А.В., при секретаре – Залиевой Э.В., с участием заявителя Будариной Г.А., представителя командира войсковой части № Ефремова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению <данные изъяты> Будариной Гали об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в назначении на должность, а также с не выплатой денежных средств,

Установил:

Бударина Г.А. обратилась в Астраханский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу в войсковой части № в должности <данные изъяты> и занималась <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года в воинскую часть поступила <данные изъяты> которую она также приняла и эксплуатировала.

По достижению предельного возраста ей был продлен срок контракта о прохождении военной службы на один год сверх предельного возраста до ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ года она получила <данные изъяты>, который в последующем реализовала, а ДД.ММ.ГГГГ Бударина Г.А. подала рапорт об увольнении с военной службы по достижению предельного возраста.

Далее заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она узнала о том, что не назначена на должность начальника <данные изъяты> и что на эту должность назначен другой офицер.

В этот же день она подала жалобу на имя командира войсковой части № с ходатайством о назначении на должность <данные изъяты> однако получила отказ.

По мнению заявителя, в настоящее время она не назначена на должность и не выведена в распоряжение, при этом о предстоящих штатных изменениях с ней никто не беседовал, а все было сделано в тайне от нее.

В связи с чем Бударина Г.А. считает, что действия командования незаконны, были нарушены ее права, поскольку она имеет право быть назначенной на должность <данные изъяты> до момента увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ, поскольку сокращена ее прежняя должность и получать причитающиеся ей денежные средства в полном объеме.

В судебном заседании Бударина Г.А. поддержала свои требования, которые просила удовлетворить, в их обоснование привела доводы, как они изложены в ее заявлении, при этом, пояснив, что контракт у нее заканчивался ДД.ММ.ГГГГ, а организационно-штатные мероприятия в части начались с ДД.ММ.ГГГГ и закончились ДД.ММ.ГГГГ - то есть изменения произошли до окончания действовавшего контракта. Эксплуатацией <данные изъяты> она занимается с ДД.ММ.ГГГГ, она ею развернута и обслуживается, а также закреплена за ней.

Кроме того, Бударина Г.А. пояснила, что поскольку срок действия ее контракта не истек, и на тот момент она считалась военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, то она имела право предложить на рассмотрение аттестационной комиссии части свою кандидатуру для назначения на вакантную должность <данные изъяты> Однако о предстоящем изменении в штате воинской части от нее скрыли, чем ограничили ее законное право быть назначенной на должность <данные изъяты> на которую назначили другого офицера. В настоящее время ее прежняя должность сокращена, а на должность <данные изъяты> ее не назначили, то денежное довольствие она получает как военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, поскольку процесс ее увольнения с военной службы затянулся. Кроме того, по этим же основаниям ей не производят выплату дополнительных денежных средств предусмотренных приказом Министра обороны РФ № 400-А от 17 декабря 2009 года.

В связи с чем Бударина Г.А. просила обязать командира войсковой части № устранить допущенные в отношении нее нарушения, а именно — представить установленным порядком документы для ее назначения на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. С этого числа выплатить причитающееся ей денежное довольствие в полном размере, а также денежные средства, предусмотренные приказом № 400-А от 17 декабря 2010 года.

Представитель командира войсковой части № Ефремов С.А., требования Будариной Г.А. не признал, в удовлетворении которых просил отказать. В обоснование отказа он показал, что после реализации государственного жилищного сертификата, то есть приобретения заявителем квартиры в собственность, Бударина ДД.ММ.ГГГГ подала рапорт на увольнение с военной службы, в котором также просила направить ее на <данные изъяты>. После убытия Будариной в <данные изъяты> и до момента ее обращения в суд, из-за <данные изъяты>, на службе она была <данные изъяты> поступило в часть только в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем процесс ее увольнения затянулся. О том, что в воинской части проходят организационно штатные мероприятия, весь личный состав знал, так как это доводилось на построении. Каких-либо рапортов от Будариной о ее дальнейшем предназначении, кроме увольнения, командиру войсковой части № не поступало. Поэтому заявитель, не смотря на то, что срок действия ее контракта о прохождении военной службы не закончился, при этом она изъявила желание уволиться с военной службы, не могла быть назначена на новую должность.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании из объяснений сторон, а также исследованных материалов дела установлено, ДД.ММ.ГГГГ с капитаном Будариной Г.А. был заключен новый контракт о прохождении военной службы сроком на <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием у заявителя жилья. ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> Бударина Г.А. получила государственный жилищный сертификат, который реализовала, после чего ДД.ММ.ГГГГ подала рапорт на увольнение с военной службы в связи с достижением предельного возраста, а также изъявила желание <данные изъяты> перед увольнением.

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № проводились организационно штатные мероприятия, в связи с чем штатная должность заявителя, <данные изъяты> была сокращена, а на должность <данные изъяты> был назначен другой офицер.



В связи с наличием <данные изъяты>, Бударина Г.А. медицинское освидетельствование проходила с ДД.ММ.ГГГГ, а <данные изъяты> на заявителя в воинскую часть поступило в ДД.ММ.ГГГГ

Бударина Г.А. проходила военную службу в должности <данные изъяты> войсковой части №, штатная категория <данные изъяты>», на которую она была назначена приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, которая не вошла в новый штат части.

На должность, по введенному новому штату <данные изъяты>, штатная категория <данные изъяты> на которую претендует Бударина Г.А., ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части № был назначен <данные изъяты>

В соответствии с п. 16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года (далее Положения), воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Согласно п. 17 Положения, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

Согласно ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года, единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

В соответствии со ст. 84 этого же Устава, командир (начальник) в целях соблюдения установленного порядка прохождения военной службы подчиненными военнослужащими обязан:

осуществлять подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая выводы аттестационной комиссии;

руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования;

обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;

своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий, увольнение с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы.

Тем самым, исходя из указанных норм Положения, а также Устава, соответствующие должностные лица, командиры войсковых частей №, последнему из которых предоставлено право назначения и освобождения от нее заявителя, в пределах предоставленных им полномочий, исходя из всесторонней оценки профессиональных, личных и иных качеств военнослужащих, вправе были соответственно единолично представлять и назначать кандидатуру избранного ими военнослужащего на воинскую должность, поскольку право назначения на воинские должности военнослужащих относится к субъективному праву командира, обладающему правом такого назначения.

Учитывая, что заявитель изъявил желание быть уволенным с военной службы, после чего изъявил желание быть назначенным временно, до окончания процесса увольнения и исключения из списков личного состава части, на другую должность, то военный суд приходит к выводу, что должностное лицо, чьи действия обжалуются, обосновано отказал Будариной Г.А. в этом.



По этим же основаниям суд отказывает в удовлетворении требований заявителя по выплате ей денежных средств с момента сдачи Будариной Г.А. дел и должности, а именно надбавки за <данные изъяты> Поскольку выплата данных надбавок в соответствии Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200, а также указаний центрального финансового управления Министерства обороны СССР от 1957 года, осуществляется со дня вступления военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности включительно.

Отказывая в удовлетворении данных требований суд, также учитывает, что в соответствии с приказами командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, были осуществлены прием передача <данные изъяты> закрепленных за Будариной Г.А. другим военнослужащим.

Вместе с этим суд отказывает Будариной Г.А. в удовлетворении ее требований по выплате ей денежных средств назначаемых в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 400-А от 17 декабря 2009 года.

Поскольку согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Министром обороны РФ, в пределах выделенных ассигнований, могут устанавливаться надбавки и дополнительные выплаты, не предусмотренные федеральным законом.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 400-А от 17 декабря 2009 года утверждена Инструкция о назначении и выплате офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительных выплат в №.

В соответствии с этой инструкцией дополнительные выплаты производятся по представлению командиров воинских частей, а также по результатам рассмотрения этих представлений соответствующей комиссией Министерства обороны РФ и на основании приказа Министра обороны РФ, офицерам, замещающим воинские должности.

Более того, данные выплаты в соответствии с указанным п. 9 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Поскольку должность заявителя сокращена, она установленным порядком сдала <данные изъяты>, то суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя, так как командир воинской части действовал в пределах своих полномочий, определенных Инструкцией.

Вместе с этим суд учитывает, что оспариваемая Будариной Г.А. выплата не носит обязательного характера, а согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, Решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,

Решил:

В удовлетворении требований по заявлению <данные изъяты> Будариной Гали об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в назначении на должность, а также с не выплатой денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Астраханский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: А.В. Солодилов