Судебная практика

О признании незаконными действия по применению норматива потребления услуг по электроснабжению. Решение от 14 апреля 2011 года № 2-51/2011. Алтайский край.

Судья Ельцовского районного суда Алтайского края Дильман В.В.,

при секретаре Феоктистовой Ю.А.,

с участием прокурора Ельцовского района Суханова С.Ю., представителя ответчика ОАО «Алтайэнергосбыт» Ислямова А.Е., представителя ответчика Управления социальной защиты по Ельцовскому району Ворожцовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ельцовского района в интересах Аксеновой З.Н. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по Ельцовскому району о признании незаконными действия по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и применению установленного в законном порядке норматива потребления услуг по электроснабжению,

Установил:

Прокурор Ельцовского района обратился в Ельцовский районный суд в интересах Аксеновой З.Н.. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по Ельцовскому районуо признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и применению установленного в законном порядке норматива потребления услуг по электроснабжению.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки Аксеновой З.Н. применяет норматив потребления, установленныйРешением Ельцовского районного Совета депутатов от 25.10.2005г. № 117 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, цен тарифов на коммунальные услуги». Между тем,нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт.ч приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Аксеновой З.Н. оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.

На основании изложенного, прокурор, действуя в интересах Аксеновой З.Н. просит суд, признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Бийские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Аксеновой З.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Бийские межрайонные электрические сети» произвести Аксеновой З.Н. перерасчет за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Бийские межрайонные электрические сети» выплатить Аксеновой З.Н. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате услуг за электроснабжению, полученную в результате перерасчета за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление социальной защиты населения выплатить Аксеновой З.Н. сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.

Определением Ельцовского районного суда от 14.03.2011г. по настоящему гражданскому делу в качестве соответчика также было привлечено ОАО «Алтайэнергосбыт».

В ходе судебного разбирательства прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просит иск удовлетворить.

Аксенова З.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ельцовскому району Ворожцова И.С. не возражала против удовлетворения иска в части требований к ОАО «Алтайэнергосбыт» и ОАО «Алтайкрайэнерго», а в части иска к Управлению социальной защиты населения по Ельцовскому району, возражала против удовлетворения.

Представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явился по неизвестной причине. О времени и месте судебного разбирательства был извещен 28.03.2011г. надлежащим образом. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя ответчика в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» Ислямова А.Е. иск не признал и пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки носили заявительный характер. После ДД.ММ.ГГГГ органами социальной защиты населения в энергоснабжающую организацию должны предоставляться сведения о количестве лиц проживающих в доме, о количестве комнат, а также степени благоустройства дома. Так как ни истицей, ни органами социальной защиты населения таких сведений в ОАО «Алтайэнергосбыт» не предоставлялись, то ресурсоснабжающая организация не имела правовых и фактических оснований для применения нормативов установленных Решением Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Аксенова З.Н.является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения установленного образца, выданным Администрацией Ельцовского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначена Аксеновой З.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией, представленной Управления социальной защиты населения по Ельцовскому району.



Установлено, что проживает и зарегистрирован Аксенова в квартире, расположенной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Факт регистрации по указанному адресу подтверждается соответствующим штампом в паспорте Аксеновой З.Н. (л.д. 10).До этого Аксенова проживала в <адрес>, что подтверждается лицевым счетом, предоставленным Управлением социальной защиты населения по Ельцовскому району.

В соответствии с информацией, представленной Управлением социальной защиты населения по Ельцовскому району, количество комнат в квартире, в которой проживает в настоящее время Аксенова З.Н. – 3, количество проживающих лиц - 2.

Квартира, в которой проживает и зарегистрирована Аксенова, в установленном порядке стационарной электроплитой не оборудована, в ней установлен электросчетчик.

В судебном заседании также было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Аксенова З.Н. оплачивала за потребленную электроэнергию в ОАО «Алтайэнергосбыт» в размере 50 % от фактического потребления, что подтверждается лицевым счетом, представленным Управлением социальной защиты населения по Ельцовскому району. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время оплату за потребленную электроэнергию Аксенова З.Н. производит в ОАО «Алтайкрайэнерго», что также подтверждается указанным лицевым счетом.

Из представленных суду Управлением социальной защиты населения по Ельцовскому району сведений Аксенова З.Н. с ДД.ММ.ГГГГ пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, при этом, льгота последнему предоставлялась энергоснабжающей организацией в виде 50-ти процентной скидки при оплате услуг электроснабжения в пределах норматива 50 кВт.ч. ОАО «Алтайкрайэнерго» Аксеновой с ДД.ММ.ГГГГ производитсяопределение мер социальной поддержки от величины того же норматива 50 кВт.ч, выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквивалентеосуществляет Управление социальной защиты населения по Ельцовскому району на основании представленных энергоснабжающей организацией реестров.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт.ч. применяется ОАО «Алтайэкрайерго» на основании решения Ельцовского районного Совета депутатов Алтайского края от 25.10.2005г. № 117 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, цен, тарифов на коммунальные услуги» (л.д. 19-23). Решением Ельцовского районного Совета депутатов от 21.12.2010г. № 57 Решение от 25.10.2005г. № 117, было отменено (л.д. 24).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч. 1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч. 5 ст. 6 Закона № 61-ЗС).

В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», в п. 19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который Установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (ст.7).



Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с 01.04.2008 года.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован Постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 “Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае“.

Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до 1 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной формекомпенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 года, так и после, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно данным Правилам “норматив потребления коммунальных услуг“ - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Следовательно, Решение от 25 октября 2006 года № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных Решением № 10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержкиследует руководствоваться Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского краяот 25.10.2006г. № 10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе Решением Ельцовского районного Совета депутатов от 25.10.2005г. № 117,недопустимо учитывая то, чтоданные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения.

Применением ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Аксеновой З.Н.норматива потребления услуг по электроснабжению 50 кВт.ч в месяц, вместо норматива, установленногоГлавным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нарушены ее права.

Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого Аксеновой З.Н. (количества комнат - 3, проживающих лиц - 2, отсутствии электроплиты), норматив потребления услуг по электроснабжению для последней, согласно решению № 10 от 25.10.2006г. Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, составляет 74 кВт.ч.

Исходя из изложенного, сравнив период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размерпредоставленных Аксеновой З.Н. мер социальной поддержки с фактически потребленной ею услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, чтоприменение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Аксеновой З.Н. норматива потребления услуг по электроснабжению за указанный период времени в размере 50 кВт.ч, нарушает права последней. Кроме того, применениеуказанной энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 50 кВт.ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, в связи с чем, суд находит требования прокурора в части признания незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» обязанности по перерасчетуАксеновой З.Н. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края являются обоснованными. Данные требования надлежит удовлетворить.

При этом, перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, энергоснабжающая организация (ОАО «Алтайкрайэнерго») должна производить с учетом требований Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 1 августа 2006 г. № 327, согласно п. 17 которого суммы, излишне выплаченные получателям по вине органа, назначившего ежемесячную денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки.

Требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайэкрайнерго» и Управление социальной защиты населения по Ельцовскому району обязанности выплатить Аксеновой З.Н. денежную компенсацию недополученной суммы скидки в оплате услуг по электроснабжению, котораяполучится в результате произведенного перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает подлежащими удовлетворению в части возложения вышеуказанной обязанности на Управление социальной защиты населения по Ельцовскому району.

При разрешении указанных требований прокурора судом принято к вниманию следующее.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации срока внесения населения платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Исковые требования в части к ОАО «Алтайэнергосбыт» удовлетворению не подлежат, так как в судебном заседании было установлено, что истица в период с мая по июнь 2008 года производила оплату за потребленную электроэнергию из расчета 50 % от потребленной энергии.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Ельцовского района в интересах Аксеновой З.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Бийские межрайонные электрические сети» по применению предельного норматива потребления электроэнергии 50 кВт.ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Аксеновой З.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Бийские межрайонные электрические сети»произвести Аксеновой З.Н. перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплатыза услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Обязать Управление социальной защиты населения по Ельцовскому району выплатить Аксеновой З недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, полученную в результате произведенного ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Бийские межрайонные электрические сети» перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В остальной части иска прокурору Ельцовского района, в удовлетворении отказать.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета 200 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня его принятия через Ельцовский районный суд.

Судья