Судебная практика

О признании действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии. Решение от 30 марта 2011 года № 2-215/2011. Алтайский край.

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Проскурина Г.Л.

с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А.

при секретаре Багмет Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Шишаевой Т.С. к Открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», филиалу ОАО «Алтайэнергосбыт» «Змеиногорский», Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии,

Установил:

Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Шишаевой Т.С. к Открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», филиалу ОАО «Алтайэнергосбыт» «Змеиногорский», Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии.

В обоснование иска указал, что прокурором Третьяковского района в ходе проведения законности при применении нормативов потребления электроэнергии установлено, что при расчете мер социальной поддержки Шишаевой Т.С. с ноября 2008 г. применяется норматив потребления <данные изъяты> кВт в месяц, установленный Решением Староалейского сельского совета депутатов от 11.08.2006 г. «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг», которое в настоящий момент не действует. Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10 утверждены нормативы потребления электроэнергии, которые действуют с 01.01.2007 года. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере <данные изъяты> кВтч приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством. Прокурор просит признать незаконными действия ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице его филиала «Змеиногорский» по применению норматива потребления электроэнергии <данные изъяты> кВтч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Шишаевой Т.С. с ноября 2008 года по день подачи искового заявления. Обязать ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице его филиала «Змеиногорский» произвести Шишаевой Т.С. перерасчет за период с ноября 2008 года по день подачи искового заявления платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить Шишаевой Т.С. сумму компенсации за период с ноября 2008 года по день подачи искового заявления согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.

Заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит уточнить наименование ответчика межрайонное отделение «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт», произвести перерасчет с 01 декабря 2008 года по 31 января 2011 года по нормативам потребления с 1 апреля 2008 года по 31 июля 2010 года в размере <данные изъяты> кВтч, с 1 июля 2010 года по 31 января 2011 года в размере <данные изъяты> кВтч, обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить сумму компенсации за период с 1 декабря 2008 года по 31 января 2011 года.

Истец Шишаева Т.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт», Межрайонного отделения «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт» Обыденнова Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с приказом от 1 июля 2010 года наименование филиала «Змеиногорский» переименовано в межрайонное отделение «Змеиногорское». В соответствии с установленными нормативами Главным управлением экономики и инвестиции Алтайского края, необходимо учитывать количество комнат и количество проживающих, а также количество квартир и этажность дома, но таких данных по каждому потребителю не имелось, эти данные должны представлять Управление по социальной защите населения.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признает по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

Истец Шишаева Т.С. имеет звание «<данные изъяты>» (Постановление Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ), является <данные изъяты>, получает трудовую пенсию по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС “О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов“ ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

В связи с чем истец имеет право на компенсацию 50 процентов расходов на оплату электрической энергии в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг с 1 декабря 2008 года.



В судебном заседании установлено, что истец получала компенсацию 50 процентов расходов на оплату электрической энергии по нормативу <данные изъяты> кВтч в месяц.

В соответствии со ст. 2, ч.ч.7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления ( в субъектах РФ- городах федерального значения- органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст.157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», нормативы потребления электроэнергии утверждены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 г. N 10 “Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению“, которые действуют с 01 января 2007 года, а также Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 г. N 22 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению“, которые действуют с 1 августа 2010 года.

Таким образом, предоставление соответствующей льготы ограничено условием - потребление указанных услуг в пределах установленных нормативов, данный предел является верхней границей, выше которой не могут предоставляться меры социальной поддержки.

Предельная норма потребления электроэнергии в субъекте, где проживает истец, рассчитывается на основании принятых в Алтайском крае нормативных актов.

Соглашение между энергоснабжающей организацией и органами социальной защиты имело место 31 марта 2008 года.

В связи с чем с 01.04.2008 года необходимо было рассчитывать компенсацию по новым тарифам, однако межрайонное отделение «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт» продолжает рассчитывать размер компенсации по прежним нормативам, не производит новый расчет, который зависит от характеристики дома, квартиры, количества комнат в квартире и количества проживающих, ссылаясь на отсутствие таких сведений в энергоснабжающей организации, что является нарушением прав истца на получение компенсации за потребленную энергию в качестве мер социальной поддержки.

Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого Шишаевой Т.С. (количества комнат-<данные изъяты>, проживающих лиц-<данные изъяты>, <данные изъяты> дом) норматив потребления услуг по электроснабжению составляет:

с 01 декабря 2008 года по 31 июля 2010 года - <данные изъяты> кВтч (Решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 г. N 10 “Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению“, приложение 2),

с 1 августа 2010 года по 31 января 2011 года – <данные изъяты> кВтч (Решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 г. N 22 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению“ таблица 6).

Таким образом, начисление размера компенсации за электроэнергию ответчиком ОАО «Алтайэнергосбыт» исходя из норматива потребления <данные изъяты> кВтч не основано на законе, каком-либо подзаконном акте.

Наименование филиала «Змеиногорский» ОАО «Алтайэнергосбыт» переименовано в межрайонное отделение «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт».

В связи с изложенным подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Третьяковского района к Открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», межрайонному отделению «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт» о признании незаконными действий по применению норматива потребления, так как норматив потребления ответчиком применялся в меньшем объеме, чем предусмотрено законодательством, обязанием ответчика произвести перерасчет. Подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить истцу сумму компенсации согласно произведенному перерасчету.

Суд считает, что исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.



В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, за исключением (Верховного Суда РФ), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, с ответчика ОАО «Алтайэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме по <данные изъяты> рублей в доход муниципального образования лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району от уплаты государственной пошлины освобождено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах Шишаевой Т.С. к Открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», Межрайонному отделению «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт», Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Межрайонного отделения «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт» по применению норматива потребления электроэнергии <данные изъяты> кВтч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Шишаевой Т.С. с 1 декабря 2008 года по 31 января 2011 года.

Обязать ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Межрайонного отделения «Змеиногорское» ОАО «Алтайэнергосбыт» произвести Шишаевой Т.С. перерасчет платы за услуги по электроснабжению за период с 01 декабря 2008 года по 31 июля 2010 года исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 г. N 10 “Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению“ (приложение 2), в размере <данные изъяты> кВтч, с 1 августа 2010 года по 31 января 2011 года исходя из норматива потребления, установленного Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 г. N 22 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению“ (таблица 6), в размере <данные изъяты> кВтч.

Обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить Шишаевой Т.С. сумму компенсации расходов на оплату электроэнергии за период с 1 декабря 2008 года по 31 января 2011 года согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.

Взыскать с ОАО «Алтайэнергосбыт» в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.

Судья: Г.Л.Проскурин