Судебная практика

Об обязании устранить нарушения требований законодательства. Решение от 30 марта 1999 года № 2-166/11. Архангельская область.

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

с участием прокурора - старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,

при секретаре Шестаковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения “Приводинская участковая больница“ и администрации муниципального образования “Котласский муниципальный район“ об обязании устранить нарушения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУЗ “Приводинская участковая больница“,

Установил:

Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения “Приводинская участковая больница“ (далее - МУЗ «Приводинская участковая больница») и администрации муниципального образования “Котласский муниципальный район“ (далее - администрация МО «Котласский муниципальный район») об обязании устранить нарушения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУЗ “Приводинская участковая больница“. Из искового заявления прокурора следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья граждан выявлены следующие нарушения законодательства о государственной и муниципальной собственности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУЗ «Приводинская участковая больница»: имеются дефекты в отделке стен палат, физкабинета, в местах установки раковин, полового покрытия в клинической лаборатории, на потолке кабинета врача женской консультации имеются следы подтёков, протекает крыша пищеблока, не проведён профилактический осмотр системы вентиляции здания стационара, а также дефекты в отделке потолка в кабинете фельдшера филиала ФАП «Медведка», то есть учреждение не обеспечивает содержание и проведение текущего ремонта имущества, находящегося в ведении учреждения, нарушаются санитарно-гигиенические требования.

Перечисленные нарушения подтверждаются материалами ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах (акт от ДД.ММ.ГГГГ, акт № г. от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со ст. ст. 120, 210 ГК РФ при недостаточности денежных средств у бюджетного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник его имущества, то есть администрация МО «Котласский муниципальный район» несет субсидиарную ответственность по обязательствам, возникающим у учреждения. Нарушение условий эксплуатации зданий и помещений, находящихся в ведении учреждения, не проведение лечебным учреждением текущего ремонта создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, нарушая права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мигасюк А.А. исковые требования уточнил. Просит обязать МУЗ «Приводинская участковая больница» и администрацию МО «Котласский муниципальный район» за счет средств бюджета МО «Котласский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства, а именно:

провести отделку стен палат, физкабинета, в местах установки раковин, полового покрытия в клинической лаборатории;

устранить на потолке кабинета врача женской консультации следы подтёков;

устранить протекание крыши пищеблока;

провести профилактический осмотр системы вентиляции здания стационара;

устранить дефекты в отделке потолка в кабинете фельдшера филиала ФАП «Медведка».

Прокурор дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» А.В.Иванов, действующий на основании доверенности, исковые требования Котласского межрайонного прокурора не признал, в ходе судебного заседания пояснил, что в большей части указанные в иске прокурору требования в настоящее время устранены, просит в иске прокурора отказать.



Представитель ответчика МУЗ «Приводинская участковая больница» И.В.Бондаренко исковые требования прокурора признала частично. Пояснила, что в настоящее время указанные в иске прокурора нарушения федерального законодательства в виде следов подтеков на потолке кабинета врача женской консультации, протекание крыши пищеблока, нарушения в системе вентиляции, дефектов в отделке потолка в кабинете фельдшера филиала ФАП «Медведка» устранены. На день рассмотрения дела в суде остался не выполненным только пункт: провести отделку стен палат, физкабинета, в местах установки раковин, полового покрытия в клинической лаборатории. В настоящее время для проведения отделки МУЗ «Приводинская участковая больница» запросила в администрации района деньги в сумме <иные данные> рублей.

Просит установить срок для проведения ремонта до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Мариева Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала. Пояснила, что в настоящее время все нарушения, кроме устранения нарушений в отделке стен палат, физкабинета, в местах установки раковин, полового покрытия в клинической лаборатории, устранены. Она не возражает против установления срока до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав мнение истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, муниципального образования.

Подавая заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Пунктом 1 ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, охрана здоровья граждан включает в себя совокупность мер медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Основ, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

На основании статьи 8 Основ, к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся в том числе, контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п. 3 ч. 1 ст. 15), организация оказания на территории муниципального ра медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (п. 12 ч. 1 ст. 15).

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение, созданное муниципальным образованием, является муниципальным. Муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным учреждением (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ). Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (абз. 3 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ имущество муниципальных учреждений здравоохранения формируется из муниципального имущества, закрепленного за ними в установленном порядке на праве оперативного управления, имущества, приобретаемого за счет городского (районного) бюджета, выделяемого им по смете, учредителями являются исполнительные органы муниципальных учреждений.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.



Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя руководителя Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах была проведена проверка в отношении МУЗ «Приводинская участковая больница». Согласно акту по результатам мероприятий по надзору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-16) в ходе проверки выявлены нарушения требований федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

По результатам проверки главным государственным санитарным врачом по г. Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районах ФИО вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в установленные сроки выявленных нарушений, в частности:

провести отделку стен палат, физкабинета, в местах установки раковин, полового покрытия в клинической лаборатории;

устранить на потолке кабинета врача женской консультации следы подтёков;

устранить протекание крыши пищеблока;

провести профилактический осмотр системы вентиляции здания стационара;

устранить дефекты в отделке потолка в кабинете фельдшера филиала ФАП «Медведка».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах была проведена проверка в отношении МУЗ «Приводинская участковая больница». Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 4-5) выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля.

На основании постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного мировым судьей судебного участка Красноборского района Архангельской области, МУЗ «Приводинская участковая больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 17-18).

Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения «Приводинская участковая больница», учредителем МУЗ «Приводинская участковая больница» является администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район» в лице отдела здравоохранения администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район».

В соответствии со ст. 45 Устава муниципального образования «Котласский муниципальный район» в собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационн медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Котласский муниципальный район» за МУЗ «Приводинская участковая больница» закреплено на праве оперативного управления движимое и недвижимое муниципальное имущество, указанное в распоряжении (л.д. 23-33), на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Котласский муниципальный район» за МУЗ «Приводинская участковая больница» закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество, изъятое из оперативного управления МУЗ «Шипицынская центральная районная больница», указанное в приложении № к распоряжению (л.д. 20-22).

Согласно представленным в судебное заседание Актам осмотра МУЗ «Приводинская участковая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, силами работников МУЗ «Приводинская участковая больница» устранены следующие дефекты:

подтеки на потолке кабинета врача женской консультации;

протекание крыши пищеблока;

дефекты в отделке потолка в кабинете фельдшера филиала ФАП «Медведка».

Суд приходит к выводу о том, что помещения МУЗ «Приводинская участковая больница» длительное время нуждаются в текущем ремонте, что является нарушением требований действующего законодательства, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства о соответствии условий эксплуатации лечебных учреждений в целях оказания медицинских услуг, а также нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Всё движимое и недвижимое имущество МУЗ «Приводинская участковая больница» принадлежит учреждению на праве оперативного управления и является собственностью МО «Котласский муниципальный район».

Исходя из вышеизложенного, так как большая часть нарушений в МУЗ «Приводинская участковая больница» на момент рассмотрения дела в суде устранена, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению частично. Суд соглашается с мнением представителя третьего лица и прокурора об установлении реального срока для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с вышеизложенным с ответчика муниципального учреждения здравоохранения «Приводинская участковая больница» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина размере <иные данные> рублей <иные данные> копеек.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Котласского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Котласский муниципальный район» и муниципальное учреждение здравоохранения «Приводинская участковая больница» за счет средств бюджета муниципального образования «Котласский муниципальный район» в муниципальном учреждении здравоохранения «Приводинская участковая больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести отделку стен палат, физкабинета, в местах установки раковин, полового покрытия в клинической лаборатории;

В удовлетворении остальных исковых требований Котласскому межрайонному прокурору отказать.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Приводинская участковая больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <иные данные> рублей <иные данные> копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Котова