Судебная практика

О возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. Решение от 15 февраля 2011 года № 2-125/11. Алтайский край.

Алейский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего *.*. Луханиной

при секретаре *.*. Непомнящих,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора *.*. Ивашутиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,

Установил:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МДОУ <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора указывая на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ <данные изъяты> установлены нарушения.

Согласно пункта 2.2. Устава МДОУ <данные изъяты> деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В соответствии с пунктом 2.3. Устава МДОУ основными целями ДОУ является создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей.

Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует.

Между тем согласно статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года номер 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.



Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на Решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ номер 868 от 11 июля 2004 года, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России номер 645 от 12 декабря 2007 года утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в МДОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него статьей 25 Федерального закона номер 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

В силу статьи 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» и пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года номер 820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.



Просит возложить на МДОУ <данные изъяты> обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора.

В ходе судебного разбирательства от представителя ответчика МДОУ <данные изъяты> Щербатых *.*. поступило заявление о признании иска, в котором она в соответствии с частью 1 статьи 39, частью 3 статьи 173 ГПК РФ просит суд принять данное признание, сделанное добровольно, согласно её воли и желанию. Кроме того, заявленные в исковом заявлении требования исполнены в добровольном порядке. Последствия признания иска ответчиком Щербатых *.*. разъяснены и понятны.

Помощник Алейского межрайонного прокурора Ивашутина *.*. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске.

Представитель ответчика МДОУ <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица УНД ГУ МЧС России <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Учитывая мнение помощника Алейского межрайонного прокурора Ивашутиной *.*. , суд находит возможным разрешить спор в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Ивашутину *.*. , исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком МДОУ <данные изъяты>, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно заявления ответчика, изложенные в исковом заявлении требования исполнены.

На основании изложенного суд принимает Решение об удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая признание иска ответчиком.

Руководствуясь статьями 39, 193 – 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней.

Председательствующий *.*. Луханина

Решение не вступило в законную силу.