Судебная практика

О взыскании суммы компенсации. Решение от 14 февраля 2011 года № . Алтайский край.

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Рудь *.*. ,

при секретаре: Захаровой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шамаро *.*. на Решение мирового судьи судебного участка г. Рубцовска от ***2010г. по делу по иску Шамаро *.*. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы компенсации за приобретение технического устройства реабилитации,

Установил:

Истица обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению -Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ АРО ФСС РФ). В обоснование требований указала, что является инвалидом третьей группы с детства и в соответствие с индивидуальной программой реабилитации имеет право на обеспечение техническим средствами реабилитации, в связи с чем ***2010 года приобрела себе техническое средство реабилитации - телефонное устройство с текстовым выходом, стоимостью *** руб. Однако, при обращении к ответчику с заявлением о возмещении расходов с приложением всех необходимых документов ответчиком было отказано со ссылкой на то, что приобретенное техническое средство не значится в федеральном перечне технических средств реабилитации. Просила взыскать с ответчика расходы по приобретению реабилитации - телефонного устройства с текстовым выходом «Nokia 5530 IlluvalPink» в размере *** руб.

Решением от ***2010 г. с ГУ АРО ФСС РФ взыскано в пользу Шамаро *.*. *** руб. - компенсация за приобретение технического средства реабилитации, *** руб. - возврат госпошлины, всего *** руб. *** коп.

Не согласившись с указанным Решением мирового судьи ответчик ГУ АРО ФСС РФ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит Решение суда отменить, принять новое Решение об отказе истцу в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.

В судебном заседании истец и ее представители на удовлетворении исковых требований настаивали, указывая на достоинства и преимущества выбранного и приобретенного телефона, полностью устраивающего истца в эксплуатации и более худшее качество выдаваемых телефонов в Фонде социального страхования, имеющих функцию ввода текста, но более сложных в эксплуатации. Считают не состоятельными доводы сотрудников Фонда социального страхования о том, что купленное истцом средство технической реабилитации является смартфоном, а не телефоном, и необоснованными ссылки ответчика на разъяснения Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2010 г., которые фактически лишают инвалида по слуху права на качественное техническое средство реабилитации путем самостоятельного приобретения и получения компенсации, что противоречит Конституции РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Представитель ответчика по доверенности иск не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указывая на приобретение технических средств реабилитации за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ межбюджетными трансфертами, полученными из федерального бюджета, являющегося источником финансового обеспечения на предоставление в безвозмездное пользование инвалидам технических средств реабилитации и услуг с учетом потребности в них на территории региона. Поскольку иных источников финансирования для предоставления Фондом инвалидам технических средств реабилитации ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов не предусмотрено, постольку Фонд производит обеспечение нуждающихся граждан техническими средствами реабилитации исключительно в пределах выделенных из бюджета средств. Имеющиеся в настоящее время в продаже дорогостоящие смартфоны и коммуникаторы, которые помимо выполнения функций персонального компьютера имеют и особенности дизайна, но никак не связаны с процедурой реабилитации инвалида по слуху. На исполнительные органы Фонда социального страхования не возложена обязанность оплачивать за счет средств федерального бюджета, выделенных для обеспечения техническими устройствами неопределенного круга лиц, стоимость устройств, использование которых не носит специфического характера. Кроме того, учитывая, что в соответствии с пунктом 7 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями на Фонд возложена обязанность выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство в размере стоимости технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации инвалида, единственной функцией телефонного устройства, необходимой и достаточной для реабилитации инвалидов по слуху и определяющей размер выплачиваемой за счет средств федерального бюджета компенсации может быть признано наличие текстового выхода. Все прочие функции являются избыточными. При этом действующим законодательством, в том числе и указанной нормой о компенсации не установлено обязанности Фонда выплачивать компенсацию в размере фактической стоимости приобретенного устройства.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела в совокупности, оценив представленные доказательства, суд считает, что Решение мирового судьи подлежит отмене с принятием нового решения, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).



В судебном заседании мировым судьей установлено и материалами дела подтверждено, что истица является инвалидом 3 группы с детства и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» разработана для нее индивидуальная программа реабилитации с рекомендацией технического средства реабилитации - телефонное устройство с текстовым выходом. Указанные обстоятельства не оспаривались и представителем ответчика.

*** 2010 года истец приобрела телефонное устройство с текстовым выходом стоимость *** руб.

***2010 г. истец обратилась с заявлением о выплате компенсации в сумме *** руб. за приобретенное ею телефонное устройство с текстовым выходом «Nokia 5530 IlluvalPink», которое относится не к телефонам по мнению ответчика, а к смартфонам, поскольку объединяет в себе функции карманного переносного компьютера и мобильного телефона, то есть имеет дополнительные функции аналогичные функциям компьютера, не связанные с процедурой реабилитации инвалидов по слуху.

Согласно ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 г.), социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещении (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Предусмотренные Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 г.), индивидуальная программа реабилитации инвалида представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В ст.11-1 вышеуказанного ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2009 г.), определено понятие технических средств реабилитации инвалидов как устройств, содержащих технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.

Правительство РФ, осуществляя правовое регулирование в области социальной защиты инвалидов, 07.04.2008г. утвердило Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации Постановлением №240.

Согласно ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 г.), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.



Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.05 №2347-р, предусмотрено техническое средство реабилитации в виде телефонного устройства с текстовым выходом.

В соответствии с «Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.08 №240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

предоставления соответствующего технического средства (изделия);

оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах “а“ - “в“ настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (п.6).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая: кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с программой реабилитации.

Материалами дела подтверждена обязанность ООО «КомСиб-Алтай» поставить ГУ Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования телефонные устройства с текстовым выходом в количестве 210 шт. стоимостью 1393 руб. и 1 телефон стоимостью 1470руб. по государственному контракту от 25.02.10г. Ни в индивидуальной программе реабилитации истицы, ни в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, не указывается, какими характеристиками должны обладать телефонные устройства, главное наличие у них функции текстового выхода.

Истица и ее представители не оспаривают, что данная функция у телефона, выдаваемого Фондом социальной защиты, имеется, но ссылается на неудобство пользования этой функцией. Вместе с тем, потребительские качества разных моделей телефонов (смартфонов, коммуникаторов) не являются юридически значимыми обстоятельством при разрешении настоящего спора, а потому не подлежат оценке.

Государственная программа по социальной защите инвалидов в первую очередь направлена на обеспечение их техническими средствами реабилитации, то есть в натуре предоставления средства тем лицам, которые в них нуждаются и не могут приобрести их за свой счет.

Учитывая изложенное, суд считает, что истица вправе получить компенсацию в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду, как предусмотрено ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 г.). В настоящее время этот размер, исходя из стоимости телефона с текстовым выходом, согласно государственного контракта составляет *** руб.

Суд считает, что компенсация в сумме *** руб. не нарушает права истицы на обеспечение за счет государства техническим средством реабилитации, поскольку истица имела возможность получить телефон с функцией выхода текста, через Фонд социального страхования либо приобрести любое другое телефонное устройство с такой же функцией, и если оно является более дорогим, чем предоставляет Фонд социального страхования, доплатить разницу за свой счет.

Поскольку приобретенное истцом техническое устройство реабилитации модели Nokia 5530, является мобильным телефоном с дополнительным карманным компьютером, что не отрицалось истицей и ее представителями, которое не включено в Федеральный перечень, его приобретение не может быть компенсировано за счет средств федерального бюджета при наличии заключенного государственного контракта между Алтайским региональным отделением и ООО «КомСиб-Алтай» по цене телефонных устройств с текстовым выходом в 2010 году, предоставляемых инвалидам, составляющей *** руб. *** коп.

Действующим законодательством не установлена обязанность Фонда выплачивать компенсацию в размере фактической стоимости приобретенного устройства, не дающее истцу права на получение компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства.

В связи с изложенным нельзя признать обоснованными доводы истицы и ее представителей об обязанности ответчика компенсировать расходы на покупку выбранного истицей телефона в полном объеме, то есть без ограничения по его стоимости.

Остальные доводы истца и ее представителем основаны на неправильном толковании указанного выше Федерального закона.

При рассмотрении данного дела суд не усматривает оснований для внесения частного определения в адрес ответчика. Кроме того, согласно ст. 226 ГПК РФ, вынесение частного определения в адрес ответчика является правом суда, а не его обязанностью.

В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере *** руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330, 362ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

Решил:

Решение мирового судьи судебного участка № г. Рубцовска от ***2010г. по делу по иску Шамаро *.*. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы компенсации за приобретение технического устройства реабилитации, отменить и принять новое Решение.

Взыскать с ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Шамаро *.*. компенсацию за приобретение технического устройства реабилитации в размере *** руб., за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Шамаро *.*. *** руб. - расходы по уплате госпошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований Шамаро *.*. отказать.

Апелляционное Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья *.*. Рудь