Судебная практика

О признании нуждающимся в жилом помещении. Решение от 29 июля 2011 года № . Московская область.

Чеховский городской суд Московской области в составе:

Ф.И.О. В.Л.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Администрации <данные изъяты> Московской области о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, получении жилищного сертификата в связи с участием в ликвидации последствий радиационной аварии 1957 года п/о «Маяк2», обязании Администрации <данные изъяты> Московской области поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

Установил:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, получении государственного жилищного сертификата в связи с участием в ликвидации последствий радиационной аварии 1957 года п/о «Маяк», обязании Администрации <данные изъяты> Московской области поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Истец в судебном заседании в обоснование исковых требований пояснил, что имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>. Указанная квартира по договору социального найма принадлежит ФИО3 Согласно договоренности с ним зарегистрировался по указанному адресу без права пользования указанной квартирой. Фактически проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ где по договору поднайма занимает однокомнатную квартиру. Таким образом, какого - либо жилья для постоянного проживания не имеет, нуждается в предоставлении жилья для постоянного проживания. Является участником ликвидации последствий радиационной аварии 1957 года на п/о «Маяк» в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняя обязанности по охране объектов п/о «Маяк» в составе в/ч № МВД в которой проходил службу в качестве рядового срочной службы по призыву. Обратился в Администрацию <данные изъяты> по поводу постановки на учет для получения социального жилья или Государственного жилищного сертификата. Однако было отказано в этом, поскольку жилая площадь на одного члена семьи приходится выше учетной нормы. В квартире по адресу: <адрес>. не проживает, поскольку зарегистрирован в ней без права пользования по договоренности с ФИО3 Считает, что государство обязано предоставить ему жилищную субсидию в рамках подпрограммы Федеральной целевой программы.

Ответчик - представитель Администрации <данные изъяты> Московской области в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец имеет постоянную регистрацию, включен в договор социального найма. Для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо быть признанным малоимущим. Истец малоимущим не признан.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги (л.д. 26). Из указанной выписки следует, что кроме истца в указанной квартире зарегистрированы еще 4 человека.

Установлено, что истец имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст.ст. 22, 23 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверениями серии Б №, В № (л.д. 30).



Согласно п.п.2 п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п.4 и п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что обеспеченность жилой площадью на человека в указанной квартире с учетом общей площади составляет 13,08 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, которая определена в размере 10 кв.м.

Суд критически относится к пояснениям истца о том, что он не имеет права пользоваться квартирой, в которой зарегистрирован, поскольку это право истца закреплено ст. 69 ЖК РФ.

Установлено, что Постановлением Администрации <данные изъяты> района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в постановке на жилищный учет, по тем основаниям, что он обеспечен жильем более учетной нормы (л.д. 25). Указанное Постановление истцом не обжаловалось и никем не отменялось.

На основании вышеизложенного и в силу п.2 ст.51 ЖК РФ суд считает, не подлежащими удовлетворению исковые требования о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку одним из условий для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий является обеспеченность общей площадью менее учетной нормы.

Также следует иметь в виду, что при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении обязательно признание гражданина малоимущим (ч.2 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст. 52 ЖК РФ).

Установлено, что Постановлением Администрации города <данные изъяты> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в признании его малоимущим, в связи с тем, что сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества выше порогового значения доходов и стоимости имущества (гражд. дело № л.д. 18-19). Указанное Постановление истцом не обжаловалось и не отменялось. Кроме этого истцом в настоящем производстве не заявлено исковых требований о признании его малоимущим.

В силу ст. 1 ФЗ от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на перечисленные в ней категории граждан, оказавшихся в зоне влияния радиоактивного излучения, распространяется действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьями 14 (п.2 ч.1), 15 (п.1 ч.1), 16 (ч.2), 17 (п.7), 22(ч.1) Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.



В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из указанных норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В связи с тем, что суд приходит к выводу о том, что истец не является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не подлежат удовлетворению исковые требования о получении государственного жилищного сертификата в связи с участием в ликвидации последствий радиационной аварии 1957 года п/о «Маяк» и обязании Администрации <адрес> поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии со статьей 1 ЖК РФ Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 5 ЖК РФ Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Согласно, статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разРешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности материалы дела, руководствуясь Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, ст. 56, 57, 59,194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, получении жилищного сертификата в связи с участием в ликвидации последствий радиационной аварии 1957 года п/о «Маяк2», обязании Администрации <адрес> поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись В.Л.Василевич

Копия верна:

Судья Чеховского городского суда: