Судебная практика

Решение от 12 апреля 2011 года № 2-171/2011. Решение от 12 апреля 2011 года № 2-171/2011. Оренбургская область.

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Власовой *.*.

с участием ст.помощника прокурора Тюльганского района Кучурова *.*.

при секретаре Семещенко *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Устава муниципального образования Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области,

Установил:

Прокурор Тюльганского района обратился в суд с иском к Совету депутатов МО Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Устава МО Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области, указывая на то, что прокуратурой района при осуществлении надзора за законностью муниципальных правовых актов изучен Устав МО Тюльганский район, принятый Решением Совета депутатов МО Тюльганский район № 363-II-СД от 16.10.2009 г. с последующими изменениями, внесенными Решением Совета депутатов МО Тюльганский район от 23.09.2010 г. № 38-III-СД. В ходе изучения Устава установлено, что соответствующие изменения в Устав, в связи с принятием Федеральных законов от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 191-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, № 286-ФЗ от 03.11.2010 г. не вносились, в результате чего многие положения Устава пришли в противоречие с федеральным законодательством. Так, текст п. 3 ст. 6 Устава противоречит тексту п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ. Пунктом 3 ст. 6 Устава к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа. При этом, в пункте 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ слова «финансирование муниципальных учреждений» заменены на слова «осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также» Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ. В нарушение требований п.п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ) п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не исключено – «регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)». Указанным законом № 83-ФЗ также внесены изменения в ч. 9 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому слова «Финансирование расходов на содержание» заменены словами «Финансовое обеспечение деятельности». В нарушение ч. 9 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, абзац 4 ст. 19 Устава содержит текст предыдущей редакции закона, а именно слова «финансирование расходов на содержание». Кроме того, в нарушение требований п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ) текст п. 6 ч. 1 ст. 21 Устава изложен без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ. В частности, слова текста п. 6 ч. 1 ст. 21 Устава «и учреждений» не заменены на слова «а также» в соответствии с действующим законом. В соответствии с ФЗ 286-ФЗ от 03.11.2010 г. «ч. 6 ст. 50» Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признана утратившей силу. В нарушение указанного требования ч.3 ст. 43 Устава не исключена из текста Устава. Кроме того, ч.ч. 2, 7 ст. 44 Устава не соответствует тексту ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ. Законом № 83 «в части 4 статьи 51 ФЗ № 131-ФЗ» в абзаце первом слова «Органы местного самоуправления» заменены словами «Муниципальные образования», а также дополнено предложением следующего содержания: «Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления». Также в абзац второй ст. 51 ФЗ 131-ФЗ после слов «Органы местного самоуправления» дополнены словами «осуществляющие функции и полномочия учредителя», при этом ч. 7 ст. 44 Устава не приведена в соответствие с действующим законодательством. Указанные нормы Устава затрагивают права неопределенного круга лиц на местное самоуправление.

Просит суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 03.11.2010 г. ч. 3 ст. 43 Устава МО Тюльганский район, принятого Решением Совета депутатов МО Тюльганский район № 363-II-СД от 15.10.2009 г., признать противоречащим федеральному законодательству п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 6, абз. 4 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 21, ч.ч. 2, 7 ст. 44 Устава МО Тюльганский район, принятого Решением Совета депутатов МО Тюльганский район № 363-II-СД от 15.10.2009 г. в части вышеуказанных нарушений.

В судебном заседании представитель истца, ст.помощник прокурора Тюльганского района Кучуров *.*. , исковые требования поддержал, просил суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 03.11.2010 г. ч. 3 ст. 43 Устава МО Тюльганский район, принятого Решением Совета депутатов МО Тюльганский район № 363-II-СД от 15.10.2009 г., признать противоречащим федеральному законодательству п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 6, абз. 4 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 21, ч.ч. 2, 7 ст. 44 Устава МО Тюльганский район, принятого Решением Совета депутатов МО Тюльганский район № 363-II-СД от 15.10.2009 г. в части вышеуказанных нарушений.

В судебное заседание представитель ответчика Гончаров *.*. не явился, обратился в суд с заявлением, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признает. Право признания иска подтверждено доверенностью от 21.03.2011 г., выданной Советом депутатов МО Тюльганский район.

Суд, выслушав представителя истца, ст.помощника прокурора Тюльганского района Кучурова *.*. , исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям.



В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

п. 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

п. 4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом “О теплоснабжении“.

Согласно ч. 9 ст. 34 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с Федеральным законом №-286-ФЗ от 03.11.2010 г. «часть 6 статьи 50» Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признана утратившей силу.

Согласно ч. 4 ст. 51 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Судом установлено, что соответствующие изменения в Устав, в связи с принятием Федеральных законов от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 191-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, от 03.11.2010 г. № 286-ФЗ не вносились, в результате чего часть положений Устава пришла в противоречие с федеральным законодательством.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тюльганского района законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как такое действие не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 39 ГПК РФ),



Руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Устава муниципального образования Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области – удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 03.11.2010 г. часть 3 статьи 43; с 08.05.2010 г.: пункт 3 части 1 статьи 6, абзац 4 статьи 19, пункт 6 части 1 статьи 21; части 2 и 7 ст. 44; с 27.07.2010 г. – пункт 5 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области, принятого Решением Совета депутатов муниципального образования Тюльганский район Тюльганского района Оренбургской области № 363-II-СД от 15.10.2009 г.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья *.*. Власова