Судебная практика

По делу об отмене решения, о включении периодов работы в специальный стаж. Решение от 01 января 2002 года № 2-1556/11. Нижегородская область.

00.00.2011 года Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Сокуровой *.*., при секретаре Лоскутовой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицыной *.*. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе города Нижнего Новгорода» об отмене решения, о включении периодов работы в специальный стаж,

Установил:

Синицына *.*. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода об отмене решения, о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование заявленных требований указала следующее.

Истец обратилась 00.00.2010 года к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных граждан при ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода № 39 от 00.00.2010 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что е специальный стаж не включены некоторые периоды, в том числе с 00.00.1993 г. по 00.00.1994 г. в должности организатора детских дел в МОУ СОШ № 44 Советского района. С Решением в указанной части истец не согласна, так как в данный период работы она вела преподавательскую деятельность в объеме 12-14 часов, при этом ограничение по объему нагрузки применяется лишь с 00.00.2000 г..

На основании изложенного, истец просит суд отменить Решение ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода № 39 от 00.00.2010 года в части не включения в специальный стаж периода работы с 00.00.1993 г. по 00.00.1994 года. Обязать ответчика включить в специальный стаж истицы указанный период работы.

В судебном заседании истец Синицына *.*. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в обязанности организатора детских дел входит организация досуговой деятельности учащихся начальной школы и среднего звена, в данном случае можно провести аналогию с пионервожатым, что предполагает проведение различных профилактических бесед о безопасности жизнедеятельности и др., проведение общешкольных праздников. Работа связана непосредственно с детьми, составляется план работы на неделю из расчета обязательных 36 часов в неделю. Кроме того, в спорный период времени она осуществляла работу учителя биологии.

Представитель ответчика на основании доверенности Фадеева *.*. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, установив значимые по
делу обстоятельства, оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.., и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно ст. 7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает запрет введения различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях.

Применительно к возникшему спору это конституционный принцип следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) медицинского персонала учреждений, независимо от того, в чьей собственности они находятся и независимо от неточностей в наименовании должностей, в которых они работают.

С 01 января 2002 г. вступил в силу ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Закрепляя в законе
правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Следовательно, критерием для определения права на досрочную пенсию является осуществление определенных видов общественно-полезной деятельности, а не наименование должности, учреждения, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.

Статья 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции действовавшей до 31.12.2008 г.) устанавливает, что «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ, следующим гражданам:

лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста…».

Подпункт 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции ФЗ от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступил в силу со дня его официального опубликования – с 31.12.2008 г.) устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положение подпункта 19 пункта 1 статьи 27 (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 00.00.2004 года.

Согласно Постановлению Правительства
РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное получение пенсии имеют лица, работающие в должности заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; заведующий учебной частью; преподаватель; учитель в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах всех наименований.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781:

«3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела “Наименование должностей“ списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела “Наименование учреждений“
списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей“ списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей“ списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование учреждений“ списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении, с дополнительной оплатой; работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации.

Судом установлено, что Синицына *.*. 00.00.2010 года обратилась в ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных граждан при ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода № от 00.00.2010 г. Синицыной *.*. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что ее специальный стаж на момент обращения составил 20 лет 4 месяца 6 дней при требуемом 25 лет.

В специальный стаж истицы не включен, в том
числе, спорный период работы в должности организатора детских дел средней школы № 44 Советского района, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений для детей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

Согласно ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, зачитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 10. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ.

Судом установлено, что 00.00.1993 года Синицына *.*. была принята на работу в среднюю школы №44 Советского района (МОУ СОШ № 44) на должность организатора детских дел, 00.00.1994 года уволена в связи с переводом в школу № 60 Ленинского района, что подтверждается копией трудовой книжки.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004года №11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», Конституционный Суд РФ указал, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения
трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Так же суд учитывает, что, несмотря на изменения пенсионного законодательства, толкование норм пенсионного права не должно меняться в сторону ущемления прав граждан, в связи с чем, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, должны включаться периоды, когда гражданин фактически занимался педагогической деятельностью.

Кроме того, в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7
- 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Следует отметить, что трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. Следовательно, критерием для определения права на досрочную пенсию является осуществление определенных видов общественно-полезной деятельности, а не организационно-правовая форма такой деятельности или наименование должности, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.

Как пояснила истец в судебном заседании, работая организатором детских дел, она фактически занималась воспитанием детей, работала непосредственно с детьми младшего и среднего школьного возраста, занятия проводились ежедневно, составлялся план работы, т.е. она выполняла все те же функции, что и пионервожатый, но только с детьми более младшего возраста, работала она на полной ставке.

Вместе с тем, согласно справке № от 00.00.2010 года, выданной МОУ СОШ № 44, Синицына *.*. в период с 00.00.1993 г. по 00.00.1994 г. работала организатором детских дел и учителем биологии с нагрузкой
12-14 часов.

Учитывая, что ограничение по объему нагрузки применяется лишь с 00.00.2000 г., а указанные периоды времени засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) суд полагает возможным включить период работы истицы в средней школе № 44 Советского района г. Н. Новгорода (МОУ СОШ № 44) в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Синицыной *.*. удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Н. Новгорода включить в специальный стаж Синицыной *.*., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с 00.00.1993 года по 00.00.1994 года в должности организатора детских дел и учителя биологии средней школы № 44 Советского района г. Н. Новгорода (МОУ СОШ № 44 Советского района г. Н. Новгорода).

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.

Судья *.*. Сокурова