Судебная практика

О предоставлении жилого помещения. Решение от 25 июля 2011 года № 2-2201/11. Пермский край.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной *.*. ,

при секретаре Целищевой *.*. ,

с участием истца Миняйло *.*. ,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Миняйло *.*. к администрации г.Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Миняйло *.*. обратилась в суд с иском к администрации г.Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения площадью 15 кв.м..

В обоснование иска указала, что была определена на воспитание в детский дом <адрес>. Решением жилищной комиссии не была поставлена на получение жилья в льготную очередь так как руководство детского дома не оформило ей статус сироты. По окончании детского дома ответчик не поставил ее в льготную очередь на получение жилья. В настоящее время в собственности жилья не имеет, прописки не имеет. Дом родителей был снесен пока она находилась на воспитании в детском доме. В настоящее время проживает по месту работы в <адрес> на автобазе где работает сторожем.

Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также пояснила, что воспитывалась в детском доме после осуждения матери в ДД.ММ.ГГГГ, отца вообще не было, мать лишили родительских прав, когда не помнит, примерно в ДД.ММ.ГГГГ. В детском доме находилась до ДД.ММ.ГГГГ, с мамой проживала в <адрес>. После выпуска из детского дома несколько раз отбывала наказание в местах лишения свободы, училась в училище. Самостоятельно с заявлением в администрацию г.Перми или иные учреждения о постановке на учет для получения жилья никогда не обращалась.

Ответчик администрация г.Перми о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного отзыва следует, что истец на жилищном учете в администрации г.Перми не состоит, следовательно оснований для предоставления ей жилого помещения, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке у них не имеется. Согласно материалам дела отец истца в свидетельстве о рождении записан по слов матери. В свидетельстве о смерти, указано что Миняйло *.*. (мать истца) умерла ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент истцу исполнилось 20 лет, таким образом, сиротой она признана быть не может. В УЖО с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения Миняйло *.*. не обращалась. На учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа Миняйло *.*. не состоит. В связи с изложенным просят в удовлетворении иска отказать.

Ответчик Правительство Пермского края о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. Из ранее представленного отзыва следует, что обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Из представленной ТУ Минсоцразвития Пермского края информации следует, что истец не состояла на учете в отделе опеки и попечительства. В материалах дела отсутствует Постановление органа местного самоуправления на основании которого она была направлена в школу-интернат. Не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у родителей истца жилых помещений на праве собственности или пользования. Считают, что у истца не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона даны следующие понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

Согласно ст. 8 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.



Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа приведено в Федеральном законе “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“.

Так, согласно ст. 1 вышеуказанного Закона в ред. Федерального закона от 08.02.98 N 17-ФЗ дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

В соответствии с ч.3 ст.81 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ внесены следующие изменения в абзацах четвертом и десятом статьи 1 слова “гарантии по социальной защите“ заменены словами “гарантии по социальной поддержке“.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ на внеочередное получение жилья гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предельный возраст для постановки на учет для улучшения жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен 23 года, следовательно, постановка на учет для улучшения жилищных условий вышеуказанных лиц после достижения ими 23 лет не может быть осуществлена.

Согласно ч.3 ст.8 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ в ред. Федерального закона от 08.02.98 N 17-ФЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Миняйло *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 5,6,9) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась и проживала в <данные изъяты>, находилась на полном государственном обеспечении и закончила 8 классов» (л.д. 8).

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № личное дело Миняйло *.*. передано в <данные изъяты>.

Согласно справке Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Миняйло *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете в отделе опеки и попечительства не состояла (отсутствуют сведения в книге первичного учета) (л.д. 7).

Согласно сведениям ГУП «ЦТИ» Пермского края Миняйло *.*. не имеет в г.Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, не имеет в собственности и не участвовала в приватизации жилых помещений, расположенных на территории <адрес> (л.д. 10, л.д. 11).

По сообщению Управления Росреестра Пермского края истец не имеет жилья в собственности (л.д. 12).

Истец была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 16), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (общежитие) (л.д. 14).

Из сообщения «Уральского химико-технологического колледжа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Миняйло *.*. обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «<данные изъяты>», находилась на полном государственном обеспечении, так как имела статус «сирота». Личное дело было выдано вместе с дипломом об образовании на руки Миняйло *.*. ( л.д. 20).

Согласно сообщения <адрес> городского суда Пермского края гражданское дело о лишении родительских прав в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении Миняйло *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения не рассматривалось (л.д. 50).

Согласно сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Миняйло *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении по Губахинскому муниципальному району. С заявлением в адрес администрации Миняйло *.*. не обращалась (л.д. 52, л.д. 57).

По адресу указываемому истцом как месту жительства с матерью <адрес>, согласно карточки числятся зарегистрированными Федорова *.*. , Махаметгалеева *.*. , Мухаметгалеев *.*. (л.д. 53, л.д. 58).

Поскольку суду представлены копии документов в отношении Миняйло *.*. подтверждающие ее статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оснований для его установления в настоящее время у суда не имеется поскольку такое требование суду не заявлено.

Судом также установлено и истцом не оспаривается, что по вопросу постановки ее на жилищный учет во внеочередном порядке как выпускника детского дома не обращалась до достижения 23 лет, и не обратилась до настоящего времени. В настоящее время истцу 30 лет, на день подачи иска было 29 лет, т.е. фактически на момент обращения с иском в суд она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем действие Закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, на нее не распространяется, поскольку в данном случае достижение определенного Законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

Таким образом, ввиду отсутствия оснований, дающих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения иска.

Доводы истца о том, что она жильем не обеспечена, проживает по месту работы, возможности приобрести жилье не имеет, ее вины в том, что она не была поставлена на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет, также факт не установления статуса ребенка оставшегося без попечения родителей не имеют правового значения для разрешения дела и не могут повлечь безусловного удовлетворения исковых требований.

Вместе с тем, истец не лишена права обращения в администрацию г.Перми с заявлением для постановки ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку общей очереди.

Иск рассмотрен судом в пределах заявленных требований в соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Миняйло *.*. в удовлетворении исковых требований к администрации г.Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

<данные изъяты> Судья - ( *.*. Шабалина)