Судебная практика

Решение от 29 ноября 2010 года . Решение от 29 ноября 2010 года № . Свердловская область.

Кировский районный суд <адрес обезличен> в составе

председательствующего судьи Тельминова А. М.,

при секретаре Чернавских А. В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> (10) по иск Ф.И.О. к администрации <адрес обезличен> обязать поставить с составом семьи семь человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении <адрес обезличен>,

Установил:

Сасовский Н. Н. обратился в суд с иском к администрации <адрес обезличен> обязать поставить с составом семьи семь человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ФИО2 войны, ФИО2 второй группы.

В обоснование иска указано, что Сасовский Н. Н. является ветераном Великой Отечественной войны, ФИО2 второй группы и <дата обезличена> обратился в администрацию <адрес обезличен> с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Однако в постановке на учет отказано в связи с ухудшением жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца Кацайлиди А. В. иск поддержал.

Представитель ответчика администрация <адрес обезличен> Миславская О. Г. иск не признала.

Представитель третьего лица администрация <адрес обезличен> Галышева Е. А. возражала против удовлетворения иска.

Третье лицо <адрес обезличен> в суд не явилось, надлежаще извещено, причины неявки не известны.

Суд Определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников, исследовав материалы гражданского дела и проверив доводы заявления, суд Установил следующие обстоятельства.

Как следует из ст. 1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность Решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Деятельность и правовой статус администрации <адрес обезличен> и главы администрации района на основании Устава МО «Город Екатеринбург» обозначены в положении «Об администрации района <адрес обезличен>», утв. Решением Екатеринбургской городской думы от <дата обезличена> <номер обезличен>, согласно которому администрация района является территориальным органом администрации <адрес обезличен> (л. д. 62-64, 65-69).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).



В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

При этом перечисленные нормы Конституции Российской Федерации непосредственно не устанавливают какой-либо определенный порядок реализации установленных ими прав и не предполагают возможность по собственному усмотрению выбирать порядок реализации установленных ими прав.

В Указе Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ФИО2 и ФИО1 войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от <дата обезличена> N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Оценивая требования заявителя, суд принимает во внимание, что Сасовский Н. Н. является ветераном и ФИО2 войны (л. д. 11, 12, 18, 19).

Между тем Федеральный закон «О ветеранах» разделяет понятия ветеран Великой Отечественной войны (статья 2) и ФИО2 войны (статья 4), связывая с этими статусами определенные меры социальной поддержки.

Так, меры социальной поддержки ветеранов - ФИО1 войны включают получение и содержание жилых помещений (п. 3 ст. 13, ст. 15 Федерального закона «О ветеранах») и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО1 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ФИО1 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» ФИО2 войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. ФИО2 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. ФИО2 войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Во исполнение ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от <дата обезличена> N 135-ФЗ, от <дата обезличена> N 327-ФЗ).

Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

<дата обезличена> Сасовский Н. Н. обратился в администрацию <адрес обезличен> с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В обоснование заявления Сасовским Н. Н. представлены документы о месте регистрации и об имуществе, о составе семьи и об инвалидности (л. д. 7, 8, 9, 17 - 39, 55, 56).

Как установлено судом, на момент обращения с заявлением о постановке на учет Сасовский Н. Н. имел обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения - 10 кв. м., установленной Постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> (л. д. 44).

<дата обезличена> распоряжением главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> принято Решение об отказе Сасовскому Н. Н. в принятии на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с непредоставлением документов, подтверждающихся право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (л. д. 16, 78).

Однако <дата обезличена> распоряжением главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> вышеназванное Решение отменено (л. д. 79).

Одновременно с этим распоряжением главой администрации <адрес обезличен> принято Решение об отказе Сасовскому Н. Н. в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес обезличен> в связи с ухудшением жилищных условий (л. д. 10, 15).



В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В случае с Сасовским Н. Н. такие основания имеются.

По прямому указанию закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обращаясь <дата обезличена> с заявлением о постановке на учет, Сасовский Н. Н. использовал форму заявления и порядок обращения, предусмотренные Постановлением главы Екатеринбурга от <дата обезличена> <номер обезличен> «О мерах по организации ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Дело в том, что на момент обращения Сасовского Н. Н. в органах местного самоуправления на территории <адрес обезличен> отсутствовал порядок рассмотрения обращений для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес обезличен>.

Такой механизм также не предусматривал закон <адрес обезличен> «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес обезличен> социального использования», в части первой пункта 1 статьи 6 которого слова “областные исполнительные органы государственной власти <адрес обезличен> или территориальные исполнительные органы государственной власти <адрес обезличен>, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами <адрес обезличен>, принимаемыми <адрес обезличен> или <адрес обезличен>, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет“ заменены словами “осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане“ только областным законом от <дата обезличена> <номер обезличен>-ОЗ.

Наряду с этим Сасовский Н. Н. с заявлением в порядке, предусмотренном Постановлением главы Екатеринбурга от <дата обезличена> <номер обезличен> «О мерах по организации ведения учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес обезличен> социального использования» в администрацию <адрес обезличен> не обращался.

Таким образом, Решение <дата обезличена> об отказе в постановке Сасовского Н.Н. на учет принято без соответствующего заявления. Принятие такого решения не может служить достаточным основанием для установления факта соблюдения Сасовским Н. Н. заявительного характера обращения.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Настаивая на удовлетворении требований обязать поставить с составом семьи семь человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Сасовский Н. Н. указывает, что ухудшение жилищных условий не является намеренным и совместное проживание всех членов семьи обусловлено необходимостью осуществления надлежащего ухода за заявителем.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Совершение Сасовским Н. Н. и членами его семьи сделок по отчуждению прав на принадлежащее ему жилое помещение признано заявителем и подтверждается выпиской из ЕГРП (л. д. 33).

Пятилетний срок на момент обращения Сасовского Н. Н. для постановки на учет не истек.

На момент совершения таких сделок действовали правила, предусмотренные статьями 51 и 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что действия Сасовского Н. Н. и членов его семьи, претендующих на улучшение жилищных условий вместе с Сасовским Н. Н., повлекли ухудшение жилищных условий, в том числе Сасовского Н. Н., имеются основания для признания таких действий намеренными.

Доводы истца о необходимости совместного проживания для осуществления надлежащего ухода за заявителем необоснованны, надуманны и правового значения не имеют. Наличие у истца инвалидности второй группы и преклонного возраста само по себе не может являться основанием для признания необходимости какого-то дополнительного ухода за заявителем, обуславливающего неизбежность совместного проживания. Возражения ответчика о наличии иных причин для совместного проживания, связанных с намеренным ухудшением жилищных условий, истцом не опровергнуты.

Ссылка заявителя на определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от <дата обезличена> и определение судьи Верховного суда Российской Федерации от <дата обезличена> не состоятельна. Указанные судебные постановления не имеют преюдициального значения для разрешения данного спора.

На этом основании суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления прав Сасовского Н. Н. и возложения на администрацию <адрес обезличен> обязанности поставить Сасовского Н. Н. с составом семьи семь человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ФИО2 войны.

Изложенное не является препятствием для обращения Сасовского Н.Н. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после отпадения оснований для отказа.

Оценивая доводы ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд находит их неподлежащими удовлетворению и соглашается с объяснениями истца и показаниями свидетеля ФИО8 об отсутствии пропуска такого срока, который в данном случае подлежит исчислению с августа 2010 года, когда истцу стало известно о принятом решении.

При подаче иска истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Размер подлежащей взысканию государственной пошлины определяется на основании ст. 333.19 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 руб.

В связи с отказом в удовлетворении иска оснований для взыскания государственной пошлины не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Отказать в удовлетворении искового заявлени Ф.И.О. к администрации <адрес обезличен> обязать поставить с составом семьи семь человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ФИО2 войны, ФИО2 второй группы.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд <адрес обезличен> в течение десяти дней с момента изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья А. М. Тельминов